Центр визуальной культуры Béton представляет выставку «За стеной идеологии», которая познакомит зрителей с удивительным и еще малоизученным феноменом – нонконформизмом в фотоискусстве. В экспозицию войдут 76 работ советских и российских авторов, которые в своем творчестве исследовали границы визуального искусства, стремясь освободить фотографию от традиционных норм и ограничений. Среди них – Валентин Самарин, Борис Смелов, Б.У. Кашкин, Евгений Лихошерст, Вячеслав Тарновецкий, Борис Кудряков, Александр Китаев и многие другие.
Фотография XX века ассоциируется, в первую очередь, с репортажем. Она служила зеркалом действительности – инструментом, способным наиболее точно и достоверно фиксировать исторические события. Так же, как искусство в целом, фотография подвергалась жёсткой цензуре. Но, тем не менее, ряд фотографов позволил себе отойти от идеологии политической и сосредоточиться на идеологии репрезентации – решении эстетических проблем, поиске выразительных ресурсов медиума, занятии искусством ради самого искусства. Эти задачи заставляли фотографов изменить свой инструментарий: применять искажающие зеркала, камеры, манипулирующие перспективой, использовать микроскопы, рентгеновские аппараты, бескамерную съёмку. В этих работах акцент смещен в сторону демонстрации причудливых линий и сочетаний цветов, а дидактическое повествование остается в стороне. Эти произведения близки по своей направленности тестам Роршаха, так как в обоих случаях зрителю предлагается привнести в изображение собственные уникальные смыслы, а не следовать заранее заданной канве логической сюжетной трактовки работ. Такие произведения, как картины абстрактного экспрессионизма, ориентированы на получение зрителем собственного эмоционального опыта, а не на навязывание строгих правил коммуникации по заданному функциональному курсу.
«За стеной» идеологии сложилось сильное движение фотоискусства. Невозможность перемахнуть через эту стену, или подкопать её снизу выработала у фотографов некое объединяющее качество: своего рода интроспекцию, обращенность к внутренним ресурсам фотографического медиума. Были свои объединения, создавались группы независимых фотографов, любительские клубы, но публичной «борьбы» с официальным искусством, коллективных действий манифестационного характера практически не было. Соответственно, такого общественного внимания, как «второй авангард» (нонконформистское, независимое, экспериментальное, просто «другое» искусство) фотографы не снискали. Их активность почти не выходила за рамки, как говорят социологи, «сообщества своих». Тем не менее, им удалось вывести фотографию из тени, которую отбрасывала «стена идеологии». И, в отличие от «живописного» второго авангарда, в этом процессе совместно участвовали и статусные профессионалы, и участники клубного движения, и отдельные представители андеграунда.
И здесь уместен образ «darkroom», тёмной комнаты, традиционно связанной в массовом сознании с фотографией. Действительно, нужно было поглубже заглянуть в эту «комнату», чтобы не только выявить часто безвестных фотографов-авангардистов, но и оценить качества нового мышления в работах вполне системных мастеров. Иными словами, нужна была большая исследовательская и собирательская работа, чтобы под этим углом интроспекции, рассмотреть историю советского и российского фотоискусства. И эта работа проделана.