Раскрашенная фотография - многоплановое, ещё не до конца структурированное явление, вобравшее в себя множества техник и направлений, существует на протяжении всего диалога-соперничества между живописью и фотографией.
Фотографию в России начали расписывать и раскрашивать с середины 19 века, и с момента своего зарождения она была сначала средством развлечения, неся мощный экспериментальный заряд. Раскраской занимались в разные годы как именитые художники, такие как Крамской и Шишкин, так и неизвестные студийные ретушеры. Но, как культурный феномен, раскрашенная фотография стала рассматриваться российскими искусствоведами только в постсоветский период.
Что касается советского периода, то советские фотографы не до конца понимали или не смогли воспользоваться возможностями цвета, очень мощного экспрессивного средства, предполагающего или осторожность в его использовании, или же некую художественную агрессию, доводящую этот цвет до абсолюта или даже абсурда. Как раз этого в отечественной фотографии того времени не было. Может быть, именно поэтому в 1970-1980-е Б. Михайлов и в 90-е В.Поляков возвратились к «крашенке», восполнив пробел и дав серьезный посыл к восприятию и переосмыслению раскрашенной фотографии.
«Крашенка» – это искусственность в квадрате – реальность, перенесенная на бумагу, расписывалась и вычищалась кистью ретушера или художника. Раскраска в фотографии всегда имела несколько уровней – это эстетизация портретов представителей высшего общества, расцветка и корректировка пейзажей, которые многое теряли в черно-белом варианте, а также «наивная» живопись поверх базарных и солдатских портретов, превращающая их в картины и продолжающие традицию русского лубка. Интересно, что когда надобность в крашеной фотографии отпала, сам феномен не исчез, а перешел на иной уровень зрительского и художественного восприятия. Именно «крашенка» породила в конце двадцатого века причудливое арт-направление - китч.
В раскрашенной фотографии трудно провести грань, где заканчивается «косметика» и начинается искусство. Где наивность подхода перекрывается излишней слащавостью, которая в свою очередь может спокойно перейти в значимый арт-объект. Может поэтому, она всегда привлекала и продолжает интересовать многих художников и фотографов.
Ретроспектива охватила огромный пласт истории крашеной фотографии. В неё вошли работы Александра Родченко, Дмитрия Бальтерманца, Льва Бородулина, Алексея Мазурина, Карла Бергамаско и многих других.
Из собраний музея «Московский дом фотографии», Союза фотохудожников России и частных коллекций
Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке компании Volkswagen