Собрание автора, Париж
Кинорежиссер Жан Ренуар говорил, что он не доверяет тем интеллектуалам, которые лишены способности видеть, слышать или чувствовать. Что касается фотографий Богдана Конопки, требующих тихого и спокойного взгляда, то они постоянно вызывают в сознании необыкновенно яркие слова. Для меня, честно говоря, то, что выделяет оригинальную работу автора – это способность вызывать в зрителе словесную реакцию. И когда на подобную работу устремляется чуткий и внимательный взгляд, ее способность сплетать целую сеть наблюдений, чувств и мыслей активизируется и порождает в зрителе совершенно новую форму экспрессии. Работы Богдана Конопки отличаются небольшим размером. Они укоренены в реальности, и чтобы понять их не требуется специальных знаний. Они легко читаются и, если только у нас найдется время, быстро становятся вполне доступными. Такие моменты чрезвычайно приятно переживать, поскольку зритель отчасти проникается мировосприятием автора.
В том, что мы видим перед собой нет ничего вымышленного. Каждая фотография четко соотносится с определенным местом и временем. Богдан Конопка исследует натуру с большой тщательностью и ничего не оставляет на волю случая, хотя он и может запечатлеть неожиданную встречу и за тем развить ее как образ. Как говорит он сам, «я фотографирую не для собственного удовольствия. Фотография должна быть документом, отражающим свое время». Его внимательный взгляд сосредоточен, прежде всего, на городах, на Европе и, не так давно, на Китае. Здесь необходимо вспомнить известный факт, что его родной Вроцлав был почти полностью уничтожен, и что практически все его детство прошло посреди руин. Это, однако, не значит, что его образы навевают грусть или меланхолию, или что он стремится в прошлое, к типичному или просто банальному. В равной степени это и не указывает на то, что его преследуют призраки вечного разрушения или опустошительных катастроф. По правде говоря, он находит удовлетворение в том, что обычно и повседневно. Не давая оценку, не проклиная и не разоблачая, не впадая в излишнюю аффектацию, он коллекционирует сам ход времени. «Спасение наших душ находится в наших собственных руках», – как сказал ему как-то, насколько нам известно, Гастон Башляр.
Будь это официальный заказ, задание, связанное с охраной памятников, или снимки более личного характера, где он, скорее, стремится открыть то, что сам называет «наследием маленьких вещей», в конце концов Конопка все равно показывает «кожу городов». Кожу, которая появляется день за днем, исчезает, вырастает. Глядя на его фотографии Варшавы, Праги, Цюриха и, конечно, Парижа, можно убедиться, что каждый город сохраняет свои корни и индивидуальность, но в то же время преподает один и тот же урок. В неустанной способности умирать и возрождаться ежедневно все города равны. Никогда не отказываясь от спокойного упорства в желании запечатлеть подобную судьбу, Богдан Конопка исполнен решимости целиком выразить ее пластическую реальность, то есть, придать форму тому, что он сам увидел, и тому, что он хочет нам показать.
Такая «пластичность» требует большого технического мастерства, чтобы воплотиться в фотографии. Даже легкий ветерок может нарушить или стереть картинки, которые образуются на поверхности воды. Тот, кто обладает терпением гравера знает как передать увиденное. В процессе проявки или печати Конопка работает над диапазоном серого, пока не придет к таким образам, световая палитра которых имеет странную способность завораживать подобно тому, как это случается с дагерротипами. Избавляя нас от болезненного ощущения проходящего времени, так часто ассоциируемого с фотографией, Богдан Конопка вводит нас в состояние утонченной грациозности и дает нам почувствовать чистую длительность.
Культивируя образы, которые не зависят от сиюминутных увлечений и модных течений, и значение которых не определяется только их количеством или размером, Богдан Конопка свободен – свободен от опасного стремления потакать другим. Он легко путешествует по самым разнообразным пространствам и показывает нам, что мы всегда можем взрастить индивидуальность на почве многочисленных различий. Скромно и без напрасных сожалений он дает нам познать нашу судьбу – отряхивать прах со своих ног, хотя бы время от времени.
Франсуаза Павьо
Куратор: Ольга Свиблова
Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке Посольства Франции в России, Французского культурного центра в Москве и компании MasterCard