Трахман М. Партизанский край в Псковской области. Проводы сына в партизаны. 1942.
Желатиносеребряный отпечаток, 18,2х28,0 см.

Центр визуальной культуры Béton представляет выставку «От документа к символу», посвященную военной фотографии. Фотолетопись войн создана как фотографами 19 века, такими как А.Иванов, Д.Никитин, так и более известными мастерами советской фотографии, такими как Д.Бальтерманц, Е.Халдей, И.Шагин, Р.Диамент и многими другими. Экспозиция, куда войдут 90 работ – дагеротипов и авторских отпечатков – позволит проследить эволюцию военного фоторепортажа – от фиксации событий до создания фотографий-символов.

1. Букарь М. Башкир и казак Оренбург. Из альбома «Фотографические снимки типов Оренбургского края». 1872.
Альбуминовый отпечаток, ручная раскраска. 22,0х18,0 см.
2. Даутендей К. Портрет П. Штегельмана. 1849
Солёный отпечаток. 18,5х14,0 см.
 
Как только технология фотосъемки смогла преодолеть рамки научного эксперимента и предоставить мало-мальски приемлемые визуальные результаты, ее новые возможности были задействованы в военных целях. Ведь с самого начала стало ясно, что фотография способна дать более точные визуальные данные и делать это значительно быстрее и эффективнее традиционных изобразительных техник. Однако применение фотографии отнюдь не ограничилось обеспечением материально-технической и информационно-логистической функций. Война – это далеко не только непосредственное столкновение противоборствующих сторон. Это в не меньшей степени столкновение противопоставляемых друг другу конкретных точек зрения и концепций мировоззрения в целом, невозможность мирного сосуществования которых и формирует предпосылки прямого вооруженного конфликта. По этой причине одной из важнейших областей применения изображений, получаемых при помощи фотографии, стало ее использование в области войны менталитетов, то есть в так называемой информационной войне. Это противоборство, в отличие от физического противостояния, требовало более изощренных методов и изысканных средств, так как его целью было устранение не реальных орудий или противника, а идеалов и убеждений.

Бальтерманц Д. Горе. Керчь. 1942
Желатиносеребряный отпечаток, фотомонтаж. 23,5х28,0 см

Морозов А. Знамя Победы на крыше Рейхстага. 1945
Желатиносеребряный отпечаток. 18,7х25,0 см

Восторгаясь достоинствами объективной достоверности хрестоматийных снимков, зритель должен задать себе крайне непростой вопрос – что в конечном счете оказывается важнее: достоверная буквальная «правда» визуальной фиксации или же правда эмоционального сопереживания и выразительная мотивирующая сила произведения? Иными словами, может ли изображение преодолеть границы визуального документирования, объективной беспристрастности, и перейти на иной уровень, став собирательным символом, результатом творческого обобщения и средством эмоционального воздействия на зрителя субъективного авторского сопереживания?
Ведь в этом случае фотография – уже не инструмент естественнонаучного исследования, но средство социальной организации общества, часть метода по формированию менталитета, поддержки системы ценностей или, напротив, разрушения стереотипов, утверждения или преодоления субъективных правил.

Александровский И.Ф. Портрет офицера Российской Императорской армии. 1840-е. Москва
Дагеротип. 12,3х10,8 см

Неизвестный автор. С театра войны. Под прикрытием брошенных кровати и стола. 1915.
Желатиносеребряный отпечаток. 8,5х13,7 см.

Кулешов Н. Военные учения. 1938
Желатиносеребряный отпечаток. 45,5х59,5 см

Устинов А. Москва. Улица Горького. 1942
Желатиносеребряный отпечаток. 19,0х28,7 см

Бальтерманц Д. «Чайковский...». Германия. 1945
Желатиносеребряный отпечаток. 59,0х43,3 см

Диамент Р. Десант на южном побережье Варангер-фьорда 18-25 октября 1944 года. 1944
Желатиносеребряный отпечаток. 19,0х28,6 см.

Трахман М. На Красной площади в день Победы. 1945
Желатиносеребряный отпечаток, 14,5х21,5 см