Евгений Халдей_Оператор Аркадий Левитан в центре Берлина (предоставлено Государственным центральным музеем кино)

21 марта в Подземном музее «Зарядье» откроется выставка «Весна Победы», посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и показывающая последние месяцы войны глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. Специальный акцент на выставке будет сделан на трех весенних месяцах 1945 года, а также ключевых событиях и успехах советских войск, приведших к Победе – это взятие Кенигсберга и Берлина, освобождение Братиславы, Вены и Праги и, наконец, капитуляция Германии.

Евгений Долматовский и Наталья Боде у поезда победителей (из личного архива Натальи Долматовской)

В юбилейную, 80-ую, весну Победы экспозиция в Подземном музее «Зарядье» расскажет о фронтовых операторах и фотокорреспондентах, и покажет события того времени их глазами. Результатами их работы стала не только уникальная фотохроника и  регулярные киножурналы, но и создание многих фильмов, среди которых оскароносная кинолента «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, реж. Леонид Варламов и Илья Копалин), повлиявшая на открытие союзниками второго фронта.

Наталья Боде (из личного архива Натальи Долматовской)

Особое внимание будет уделено роли женщин – это шесть операторов и семь фотографов, которые через свой объектив запечатлели последние месяцы войны. Среди них – фотографы Ольга Игнатович и Галина Санько, чьи снимки из освобожденных концлагерей использовались во время Нюрнбергского процесса как доказательства преступлений нацистов; Наталья Боде, впервые с риском для жизни сумевшая снять подбитый немецкий танк «Тигр», считавшийся неуязвимым; Мария Калашникова, занявшая в газете «Правда» место погибшего мужа-фотокорреспондента; Ольга Ландер, запечатлевшая освобожденные города Европы; Елена Эварт, снимавшая блокадный Ленинград. И пришедшие в традиционно считавшуюся «мужской» профессию оператора Оттилия Рейзман, Мария Сухова, Галина Захарова, Вера Лазерсон, Галина Монгловская, Мая Попова.

Александр Медведкин, Игорь Гордийчук_Кинопулемет с кинокамерой 16 мм (предоставлено Государственным центральным музеем кино)

Специально для выставки Музей кино предоставил кинопулемет Александра Медведкина, изобретенный во время войны для облегчения съемок – как ни странно, война повлияла на развитие камер, операторы начинали с тяжелыми камерами на треногах, а завершали с мобильными аппаратами и киноавтоматами. Кроме того, можно будет увидеть такие уникальные документы времени, как монтажные листы кинооператоров (также из фондов Музея кино). Поскольку отснятую пленку сразу же отправляли в Москву для проявки и создания киножурналов, оператор подробно писал, где, в каких условиях он снял материал, кто из людей был там задействован – сегодня эти рабочие пометки стали важными документальными свидетельствами.

В создании проекта приняли участие девять музеев и архивов (Музей кино, Музей современной истории России, Музей Москвы, МАММ, Музей Победы, Таловский районный историко-краеведческий музей, Музей обороны и блокады Ленинграда, Информационно-культурный центр ЦСДФ, Российский государственный архив кинофотодокументов), которые покажут архивные фотографии и хронику военного времени, технику тех лет, воспоминания фотокорреспондентов и операторов.