Многократная экспозиция, наложения, изощренная ручная печать и работа с химикатами – вот неполный перечень средств, с помощью которых петербургский фотограф Елена Михновская попыталась проявить человеческую душу. Магические свойства фотографии не раз становились предметом как эссеистических исследований, так практических опытов и экспериментов. Джоэл Питер Уииткин, работы которого стилистически близки фотографиям Михновской – пытался вытянуть душу даже из трупов.
Дебют Елены Михновской состоялся полгода назад, в рамках проекта Фотодепартамента «Имя собственное». Под руководством Александра Никипорца она представила проект «Женский алфавит». Темой его так же было обозначено вполне «метафизическое»: образы «женских букв». Как и предыдущую, нынешнюю выставку сопровождает несколько объемных текстов, исполненных философскими и искусствоведческими размышлениями. Ни один из них сути проекта не проясняет, лишь указывая на то, что к фиксации реальности эти изображения не имеют никакого отношения. Что, однако, видно и невооруженным глазом – неясные, будто порченные временем, они явно не говорят ни о чем живом, событийном, способном пробудить воспоминания.
Использовав в названии выставки термин из юнгианского словаря “Anima aeterna”, автор ударяется то ли в тавтологию, то ли лукавит, нагнетая смыслы, лежащие вне авторской интенции. Но о чем бы в результате не получились работы, привлекает в них абсолютная рукотворность и откровенная театральность. Некоторые изображения включают в себя «бисерные почеркушки», напоминающие короткие сообщения, оставленные на дореволюционных почтовых карточках. Оттого фотографии Михновской еще больше похожи на личное послание, быть может, заключающееся в пересказе вчерашнего сна.