В начале июня в Мадриде открылся фестиваль PHotoEspaña, многочисленные фотовыставки которого разбросаны по 70 площадкам испанской столицы. В этом году главной экспозицией проходящего уже 15 лет фестиваля кураторы называют "From the Factory to the World. Photography and the Warhol Community" – подборку фотографий, снятых в 60–70 годах на знаменитой «Фабрике» Энди Уорхола.
Словно «Правда» брежневских времен русская Wikipedia загадночно-целомудренно характеризует происходившее на «Фабрике» следующим образом: «В здании царит обстановка вседозволенности, проводятся вечеринки». Что бы там много лет назад ни происходило, «Фабрика» зарядила мощным креативным импульсом многих художников, музыкантов и фотографов. Так что скажем, что выставка в Мадриде как раз о творческой «вседозволенности».
На «Фабрике» снимали такие известные фотографы, как Ричард Аведон, Нат Финкельштейн и Сесил Битон. Кроме работ этих признанных мастеров на выставке можно увидеть фотографии менее известных завсегдатаев «Фабрики» и «тусовщиков» (таких как Билли Нейм и Бриджит Берлин), а так же самого Энди, который очень много фотографировал на Полароид и 35 мм.
Зачастую именно фотографии, сделанные мало известными авторами или фото менее известных персонажей представляют больший интерес, чем широко известные снимки Нико, Лу Рида и Джона Кейла из группы Velvet Underground.
Кроме фотографий на выставке можно увидеть фильмы-хэппенинги и актерские пробы, которые Уорхол снимал на 8 мм кинокамеру. Эти фильмы представляют огромный интерес потому, что менее известны широкой публике, чем картины или фотоработы одного из основоположников поп-арта.
Часть людей, изображенных на фото и кинолентах, получила мировую известность, а часть, по выражению Энди, всего лишь «15 минут славы». Как стать известным? И как превращать известность и популярность в деньги? Этими вопросами помимо творчества самого разного рода Энди занимался всю жизнь. Можно, конечно, обсуждать его роль в развитии искусства, но очевидно, что во многом благодаря его вкладу кроме всего прочего цены на современное искусство взлетели, а живопись сместилась в сторону простоты и декоративности. Так что как ни крути, то, что сделал Энди, изменило траекторию развития всего современного искусства. И то, что идеи Уорхола и сейчас живее всех живых можно судить хотя бы по тому факту, что придуманный им формат и журнал Interview с конца прошлого года издается в нашей стране под руководством бывшего редактора русского Vogue Алены Долецкой.