«Фотография говорит больше 1000 слов» – избитое клише. Теперь переберите в уме имена фотографов, работы которых действительно заслуживают этого определения. Без сомнения проекты американского фотографа Тэрин Саймон (Taryn Simon) великолепно отыгрывают технику перехода от частного к общему, и многое рассказывают всем тем, кто захочет их увидеть.
Тэрин Саймон известна своими сериями «Невиновные» (Innocents) о несправедливо осужденных за преступления с применением насилия и «Контрабанда» (Contraband) о предметах и посылках, задержанных американской таможней и почтой. Сейчас в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) проходит ее выставка девяти глав серии «Живой человек объявлен мертвым и другие главы I-XVIII» (A Living Man Declared Dead and Other Chapters I-XVIII). Любопытно, что до этого полностью вся серия была выставлена в лондонском Tate Modern и Neue Nationalgalerie в Берлине.
Для создания своего последнего проекта фотографу понадобилось 4 года, во время которых она исследовала, путешествовала, поверяла факты, чтобы только потом добраться до самих съемок. Она фотографировала людей и животных, принадлежащих выбранной ею 18 семейным древам, которые на выставке представлены в виде 18 глав, связанных внутри себя кровными узами.
Форма подачи материала совершенно формальна и копирует обычное генеалогическое древо. Вот предки или старшее поколение, вот потомки, все прозрачно. Что здесь может быть непонятного? Интересное начинается, когда ты вчитываешься в объяснительный текст и понимаешь, какую именно семью выбрала фотограф для своей работы.
В серии есть фотографии потомков Ганса Франка (Hans Michael Frank) – рейхсляйтера, генерал-губернатора Польши, казненного по приговору Нюрнбергского трибунала нацистского преступника. Кстати, единственного из приговорённых к смерти полностью признавшего свою вину и раскаявшегося в содеянном. У него было 4 детей.
Фотография одного из его потомков запикселена до неузнаваемости. На подписи под ней нет имени. Точно так же нет и имен на всех фотографиях детей из неназванного детского дома на Украине, откуда, согласно заявлению фотографа, многие могут попасть в публичные дома или avi’шки детского порно. Будем надеяться, что судьба уготовила этим безымянным для нас девушкам в советской школьной форме более благоприятную судьбу.
Многие члены семьи кенийского доктора тоже без имен. Дело в том, что у полигама доктора 9 жен и 32 ребенка и не все хотят быть названы поименно.
Свое название вся серия получила от одного индуса и трех членов его семьи, которые официально не существуют. Согласно художественному заявлению автора, в реестрах эта семья записана умершей для того, чтобы отнять у нее права наследования участка земли. «Странно существующими» можно назвать членов китайской семьи, заснятой фотографом. Дело в том, что выбор «типичной» китайской семьи за нее сделали государственные органы, поэтому Тэрин совершенно не уверена в том, что снятые ей люди являются родственниками.
В другой главе Тэрин фотографируют потомков членов мировой сионистской организации, которых в 1907 году отправили исследовать потенциальные возможности создания еврейских поселений в Палестине, в следующей – семью первой женщины, которая захватила и угнала самолет.
Одна серия посвящена кроликам. Более 100 лет назад из Европы в Австралию привезли 24 кролика. Сейчас «поголовье» потомков этих кроликов в стране составляет полмиллиарда. Тэрин фотографировала кроликов в лаборатории, на которых тестируются вакцины разных смертельных заболеваний – именно таким путем в Австралии собираются сократить численность кроличьего братства.
Тэрин снимает без трюков и прикрас, практически в стиле «фото на паспорт». Стилиста сознательно не привлекает.