Последние пару лет практически весь фото и видео материал из Ближнего Востока и стран северной Африки сводился к крайне политизированным кадрам «арабской весны». Люди выходят на улицы, молодые ребята размахивают АКМ’ами и гранатометами, бодренько рассекают на пикапах с крупнокалиберными пулеметами, диктаторов мочат или судят. Потом кое-где начинают без суда и следствия расстреливать «сторонников старого режима». Об этом СМИ стран, которые поддерживали повстанцев, предпочитают особо не распространяться. Словно такое очевидное развитие событий никто не мог предвидеть. Чаще всего после победы «демократических сил» проблемы, стоящие перед страной, никуда не исчезают, а только усугубляются послевоенной разрухой, коррупцией и зачастую обилием вооруженных молодых людей, которым совершенно нечем себя занять. Народ опять недоволен и на втором витке выходит на улицы. История себя повторяет. В общем, довольно скучно как в смысле развития сюжета, так и в смысле визуального ряда.
В последние пару десятилетий в арабском мире было слишком много конфликтов, которые мешали людям полностью концентрироваться на чем-то созидательном. Просто борьба за выживание отнимает у людей в этой части земного шара слишком много сил. Ведь даже при возникновении какого-либо двухстороннего конфликта в регионе, в него косвенно оказывалось втянутыми много стран, потому что каждая из воюющих сторон имела своих союзников. Тем более было приятно узнать, что лондонский музей Victoria & Albert и Британский музей приобрели большую коллекцию работ современных арабских и персидских фотографов. Часть этих работ будет выставлена осенью на фотографической выставке «Свет с Ближнего Востока».
Куратор выставки Марта Вайсс (Marta Weiss) говорит: «современная фотография о и из региона Ближнего Востока является одной из самых интересных, творческих и разнообразных во всем мире». Даже глядя на фотографии, выложенные в сети, с Мартой нельзя не согласиться.
На выставке будет представлены работы 30 фотографов из 13 стран, сделанные за последние 20 лет.
Здесь можно будет увидеть работы таких известных фотографов, как иранец и звезда агентства «Магнум» Аббас (Abbas) и Юсеф Набиль (Youssef Nabil) который коротко работал с Дэйвидом Лашапелем, а в 2006 переехал из Каира в Нью-Йорк. На Западе он во многом известен благодаря своим вручную раскрашенным фотографиям в эстетике кадров из старых египетских фильмов.
Крайне интересны провокационные работы молодой женщины-фотографа из Ирана Шади Гадириан (Shadi Ghadirian). Часть работ приобрела всегда держащая нос по ветру Saatchi Gallery.
Серия работ «Матери героев-мучеников» другой женщины-фотографа по имени Неуша Такаволиан (Newsha Takavolian) более традиционны и предсказуемы, но все равно обладают огромной силой, особенно на тех фото, где матери держат портреты своих погибших сыновей, одетых не в военную форму, а снятых тогда, когда их дети были еще подростками.
Кроме прочего Victoria & Albert покажет работы, пожалуй, наиболее известного фотохудожника Ближнего Востока, ливанского автора ныне живущего в Нью-Йорке Валида Раада (Walid Raad), который работает под именем Atlasgroup. Раад работает с текстовой информацией, а также архивным фото и видео материалом, создавая проекты о ливанской войне. Он, например, собрал внушительный фото архив, документирующий и исследующий такое оружие, как начиненные взрывчаткой автомашины.
С 1975 по 1991 годы в Ливане подобным образом было взорвано более 3600 автомашин.
В общем, достаточно слов. Слова только запутывают. Эту, как и, впрочем, любую другую выставку надо смотреть. Если, конечно, возможность будет.