В рамках XVII Международного фестиваля фотографии «Encuentros Abiertos. Festival De La Luz» в Буэнос-Айресе, Аргентина открылись две российские экспозиции: «Внутреннее пространство войны. Блокада Ленинграда в фотографиях» и выставка Валеры и Наташи Черкашиных «Эволюция хаоса».
3 августа 2012 года в Государственном центре современной культуры «Реколета» в Буэнос Айресе начались показы основной выставочной программы биеннале фотографии «Encuentros Abiertos. Festival De La Luz». Это старейший и самый крупный фестиваль визуальной культуры Южной Америки, который проходит в августе—сентябре раз в два года в разных уголках Аргентины, но центром фестиваля остается столица страны, где в это время открываются около пятидесяти выставок. В рамках фестиваля проходят также мастер-классы, портфолио ревю, научная конференция, выставки на улицах городов, кинопоказы.
Директор фестиваля Эльда Харрингтон пригласила к участию в рамках основной выставочной программы 2012 года, тема которой «Страсть», две выставки из России — «Внутреннее пространство войны. Блокада Ленинграда в фотографиях» и «Эволюция хаоса» Валеры и Наташи Черкашиных, — подготовленные кураторами Евгением Березнером, Ириной Чмыревой и Натальей Тарасовой при участии Владимира Сергиенко. С российской стороны организаторами показа выставок выступили Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО Министерства культуры России, Фонд «Айрис» и Центр современной культуры «Гараж».
Выставки продлятся в Аргентине до 31 августа 2012 года.
Уже в первые дни обе выставки оказались в центре внимания аргентинской публики и прессы: им были посвящены телепрограммы, газетные публикации. Об экспозиции «Внутреннее пространство войны» вышла специальная статья в центральной газете Clarin, на страницах которой уделяется внимание главным новостям Аргентины.
Выставка «Внутреннее пространство войны. Блокада Ленинграда в фотографиях» составлена из 150 отпечатков с оригинальных негативов советских фотографов, работавших в осажденном Ленинграде и на фронтах вокруг города на протяжении 900 дней противостояния фашистским войскам. Этот проект был подготовлен кураторской группой по материалам Центрального Государственного архива кинофотофонодокументов в Санкт-Петербурге в 2003 году и с тех пор был с успехом показан в России, Франции, Словакии и США.
Мировая и национальная история ХХ века является одной из самых острых дискуссионных тем в аргентинском обществе. Тем более, что трагедия мирного населения в годы войны близка многим аргентинцам, пережившим потерю близких, прошедших через тюрьмы и лагеря в годы военной хунты в стране тридцать лет назад. Происходившее в России в годы Второй мировой войны для части зрителей оказалось откровением и едва ли не первым знанием о подвиге Победы и трагедии огромных человеческих потерь нашей страны; в то же время для другой части зрительской аудитории, в которую входит большое число эмигрантов из Восточной Европы и их потомков, эта выставка стала местом паломничества. Сюда приходят люди, чтобы вглядеться в изображения, подтверждающие их семейные воспоминания, восстанавливающие связь с их корнями. Выставка привлекла также внимание специалистов в области истории фотографии, приехавших на фестиваль в Буэнос-Айрес из других стран Америки, Европы, из Австралии; для многих профессиональных зрителей это стало знакомством с большим пластом военной фотографии из России 1940-х годов, представляющим отдельную страницу в истории мировой фотографии.
Второй проект из России, — «Эволюция хаоса» — фотографическая и мультимедийная инсталляция известных московских художников Валеры и Наташи Черкашиных, работающих с фотографией на протяжении более тридцати лет. Музыку к проекту написал московский композитор Александр Белоносов. «Эволюция хаоса» — зал, заполненный масштабными, напоминающими древние фрески коллажами, созданными художниками в последние годы и специально напечатанными так, чтобы вписаться в архитектуру «Реколеты». Центр современной культуры «Реколета» расположен на территории, где в XIX веке находился монастырь; часть выставочных площадей центра вписаны в здания, сохранившиеся от предыдущего комплекса. Само расположение инсталляции настраивает зрителя на восприятие ее как мистериального пространства, впечатление усиливает воздействие видео, звука, света. Фотографические коллажи предстают метафорой человеческого возгласа, обращенного к вечности, метафорой попытки человека прорваться к пониманию смысла жизни и осознания им мгновенности жизни в масштабах космоса. Это единственная экспозиция в рамках фестиваля в Буэнос-Айресе 2012 года, являющаяся целостным произведением, созданным с помощью разных видов искусств, среди которых ведущей оказывается фотография.
Названные выставки не исчерпывают российское участие в фестивале «Encuentros Abiertos. Festival De La Luz» в 2012 году. В «Реколете» показан проект «В ожидании» петербургского автора Яны Романовой, впервые опубликованный в журнале «Русский Репортер» два года назад. С тех пор эта история о супругах, которые вскоре станут родителями, стала визитной карточкой фотографа.
На Республиканской площади Буэнос-Айреса — одной из самых людных площадей города, у Обелиска, сооруженного в 1936 году в ознаменование 400-й годовщины основания города, — была развернута выставка российского фотографа Марии Плотниковой, посвященная футболу, страстно любимому аргентинцами виду спорта. Эта выставка стала одним из самых заметных событий фестиваля, стремящегося привлекать публику не только на традиционные закрытые выставочные площадки — в галереи, музеи, культурные центры, но быть каждый раз частью городского пространства, взаимодействовать с максимально возможным числом жителей 14-ти миллионной столицы Аргентины.