Говорят, он был довольно уравновешенным человеком. Эту сдержанность вряд ли можно обнаружить в его фотоработах, но в сообщениях о смерти она, очевидно, все же дала о себе знать: Сёмэй Томацу / Shomei Tomatsu ушел из жизни 14 декабря 2012-го, однако по информационным лентам новость разнеслась лишь на прошлой неделе. Легендарный японский мастер скончался на 83-м году из-за осложнений, вызванных пневмонией.
Он был признан одной из наиболее важных фигур в послевоенной фотографии Страны восходящего солнца. Влияние Томацу распространилось на все поколение японских провокационных авторов, хотя сам мэтр был немногим старше их. Дайдо Морияма, Нобуёси Араки, Такума Накахира и их экспрессивный стиль в действительно вышли из смелых в визуальном отношении снимков покойного фотографа. Сёмэй Томацу, конечно, не был столь категоричен, как его последователи, но поддерживал их подход, собственное неповиновение, правда, проявляя в выборе сюжетов. Он документировал сцены бурной ночной жизни, массовые антивоенные выступления и студенческие демонстрации 1960-х, но его ключевыми работами стали другие, глубокие по эмоциональной включенности в тему проекты об истории своей страны.
В ранних сериях Томацу поднимал проблему последствий оккупации и американизации японского общества в поствоенный период. На счету фотографа не менее известный проект о результатах бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, о жертвах печально знаменитых событий. При этом Сёмэй никогда не подходил к вопросу буквально, никогда не снимал в лоб. Его фотоистории — череда поэтичных образов, лаконичных (как растиражированное изображение бутылки, расплавленной взрывной волной), но крайне содержательных и понятных, хотя многие из них были весьма близки к авангардизму. Томацу удавалось рассказать своими фотографиями не только хронику страны, но и поведать личную историю.
Позднее его творчество было сосредоточено на сериях, посвященных отдельным японским территориям. В последние годы жизни он продолжал активно выставляться, выпускал книжки (всего их у него около двух десятков). Большие ретроспективы Томацу проходили в крупнейших музеях Японии и США. Галереи со всего мира активно брали его кадры и в групповые экспозиции. Не далее как вчера в лондонском арт-центре Barbican завершила работу выставка Everything Was Moving, где снимки мэтра соседствовали с изображениями авторства Брюса Дэвидсона, Уильяма Эгглстона и Бориса Михайлова.
Известие о смерти Томацу вызвало волну печальных откликов; кураторы, фотографы, издатели сожалели об уходе легендарного мастера. Грустную тенденцию отметил японский фотокритик Кэндзи Такадзава / Kenji Takazawa, написав у себя в твиттере: «Ясухиро Ишимото, Масахиса Фукасэ и Томацу — все скончались в прошлом году. Немного банально так говорить, но чувствуется переломный момент целого поколения».