Титульной темой шестого по счету международного фотофестиваля Format, чьи мероприятия стартуют в Дерби с 8 марта, в этом году была объявлена «Фабрика». Выбор вовсе не случайный: за британским городом, расположенным в южной части графства Дербишир, держится репутация колыбели массового производства и слава места, где был основан один из первых в мире заводов. Вдохновившись этим фактом, устроители смотра собрали под одной вывеской десятки серий от авторов со всего мира, так или иначе исследующих проблемы автоматизации и ее проникновения в каждый аспект повседневной жизни.
Расписание фестиваля, насыщенное событиями разного толка, включает в себя прежде всего два больших экспозиционных блока — Focus и Exposure. Первый из них объединяет почти 30 сольных и коллективных тематических выставок, подготовленных приглашенными кураторами и представленных главным образом в пространстве бывшей шоколадной фабрики. В эту часть программы Format вошли работы канадца Эдварда Буртынского / Edward Burtynsky из проекта Manufacturing о китайских мануфактурах, серия портретов людей труда The Altogether британца Криса Коэкина / Chris Coekin и снимки лондонца Дэвида Мура, с середины 1980-х документировавшего жизнь рабочего класса в Дерби и последствия тэтчеризма. Еще один экскурс в прошлое можно будет наблюдать на экспозиции Хува Дейвиса / Huw Davies. В 1986-м он, будучи приглашенным художником в арт-резиденции тогдашнего Дербиширского колледжа, сфотографировал свыше трех десятков предприятий города, фиксируя различные типы производственного процесса — от работы в цехах до заседаний в конференц-залах.
Саймон Робертс / Simon Roberts, известный своей книгой Motherland, презентует изображения оригинальных плакатов, использовавшихся во время массовых протестов против экономической политики Британии. Художница Белен Церезо / Belén Cerezo из Ноттингема представит исследование фабричного наследия Дерби на основе исторических документов и кадров, сделанных посредством Google Earth. В рамках секции Focus будет показано еще как минимум три любопытных проекта, базирующихся на архивных материалах. В их числе выставка открыток, на которых запечатлен отдых британского рабочего класса на традиционных национальных курортах, коллекция почтовых карточек викторианской эпохи и уникальное собрание цветных пленок и слайдов, спасенных куратором Томасом Совином / Thomas Sauvin из мусорных баков Китая и отображающих будни жителей страны в период ее процветания в 1985–2005 годах.
Во второй блок Format 13 вошли серии 70 фотографов, отобранных для участия в смотре путем открытого конкурса. В компании этих молодых художников оказался и один российский автор. Татьяна Палыга представит на фестивале свой проект «Бесцветные дни». Кроме того, в программу события попали и еще два фотографа с постсоветскими корнями. Это Мария Капаева (Эстония) с ее I Am Usual Woman о феномене русских невест и Саша Курмаз (Украина) с портретами героев молодого поколения Донецка.
Помимо прочего, в расписании фестиваля значатся фотоярмарка, встречи с авторами и кураторами, несколько портфолио-ревю, работа дискуссионных площадок, кинопоказы и поэтические вечера, а также обширная программа воркшопов, посвященных изготовлению элементарной камеры-обскуры, созданию изображений без помощи аппарата, изданию фэнзина, технике фотопечати, селф-паблишингу, искусству плаката и творческим возможностям Adobe Photoshop Elements.
Format 13 продлится до 7 апреля 2013 года.