На минувшей неделе в Амстердаме был объявлен состав участников World Press Photo Joop Swart Masterclass — одной из самых престижных образовательных программ для документальных фотографов, проводимой с 1994 года и организуемой в двадцатый раз. На шестидневный мастер-класс, носящий имя покойного главы фонда WPP Джупа Сварта и запланированный на 2—8 ноября, приглашены двенадцать человек из десяти стран. За несколько месяцев до поездки в столицу Нидерландов каждый из прошедших конкурс молодых авторов должен будет снять фотоэссе на заданную тему «Надежда», и уже осенью эти работы будут рассматриваться шестью представительными экспертами, которые проанализируют как технические, так и визуальные аспекты серий.
Дюжина участников Joop Swart Masterclass была выделена в общей сложности из 174 кандидатов, представлявших 54 страны и номинированных почти двумя десятками международных комитетов World Press Photo по всему миру. В финальном отборе было задействовано жюри, в которое вошли фотографы Ларри Тауэлл и Паоло Патрици, директор амстердамского музея Huis Marseille Эльс Барентс, ближневосточный фоторедактор The Associated Press Манучер Дегати и Сильвия Омедес, куратор и глава Photographic Social Vision Foundation.
В число студентов мастер-класса попали Фатеме Бхбуди / Fatemeh Behboudi из Ирана и Али Нурелдин / Ali Noureldine из Палестины, Эдуард Элиас / Edouard Elias из Франции и Ан-Софи Кестелейн / An-Sofie Kesteleyn из Бельгии, Майка Элан / Maika Elan из Вьетнама и Виджай Виллафранка / Veejay Villafranca с Филиппин, Арно Бланш Вилагелья / Arnau Blanch Vilageliu из Испании и Питер Дикампо / Peter Dicampo из США, а также Дина Оганова из Грузии, известная также под псевдонимом Dikarka.
Среди участников оказались и три автора российского происхождения: Мария Турченкова из Москвы, Евгения Арбугаева из Тикси (в последние годы она, правда, живет между Нью-Йорком и Якутском) и, наконец, Диана Маркосян (родилась в СССР, ребенком переехала в Штаты, где окончила Высшую школу журналистики Колумбийского университета, но теперь много снимает в современной России). Примечательно, что две из названных выше девушек занимаются кавказской темой. Так, Маркосян уже получила известность благодаря многочисленным публикациям своего проекта «Прощай, моя Чечня», в котором она сконцентрировалась на положении женщин в республике, переживающей волну исламизации. Совсем недавно фотограф получила за эту серию награду Grant New Generation Prize от институции Photographic Museum of Humanity. Мария Турченкова же, в 2012-м уже участвовавшая в другом престижном мастер-классе — Eddie Adams Workshop, работает над историей о Дагестане. В свою очередь, Евгения Арбугаева привлекла к себе внимание ностальгическим фотоэссе о родном северном городке Тикси. С этим проектом она становилась студентом грантовой программы от Magnum Emergency Fund, оказывалась в списке тридцати наиболее примечательных авторов по версии PDN и была замечена на нескольких фотофестивалях.
Комментируя портфолио кандидатов, жюри отметило, что в конкурсе нынешнего года отчетливо прослеживались две тенденции. Одни из участников представили снимки, выполненные под влиянием современных фотожурналов, специализирующихся на новой документальной стилистике, изображениям которой свойственна большая драматичность и упор на структуру, а не на повествовательность. Другие же претенденты следовали традиционному журналистскому подходу, эстетике газетного кадра. Однако в конечном счете судейская коллегия остановилась на тех из авторов, кто демонстрировал свежий взгляд.
Стоит отметить, что в прошлогоднем мастер-классе имени Джупа Сварта также принимали участие два российских фотографа. Это Анастасия Руденко и Татьяна Ильина.