В Лондоне объявлены имена обладателей Deutsche Börse Photography Prize, на который традиционно выдвигаются современные авторы, за прошедший год внесшие наиболее значительный вклад — с помощью выставок или книг — в развитие медиума фотографии. В 2013-м престижная премия, основанная в 1996-м институцией The Photographers’ Gallery и с 2005-го получившая спонсорскую поддержку немецкой финансовой группы, вручена впервые сразу двум художникам — Адаму Брумбергу / Adam Broomberg и Оливеру Чанарину / Oliver Chanarin, известному арт-дуэту, участники коего сотрудничают друг с другом на протяжении последних пятнадцати лет.
Нынешний наградной сезон уже второй по счету раз чествует тех, кто работает главным образом с чужими изображениями. В прошлом году приз достался Джону Стезакеру / John Stezake — давнему мастеру коллажа, не использующему в своих проектах собственные снимки. Тогда подобное решение жюри вызвало многочисленные споры. Победа же Брумберга и Чанарина для многих уже не стала настолько удивительным событием: Адам и Оливер изначально признавались фаворитами конкурса, на который также были номинированы Мишка Хеннер / Mishka Henner с выставкой «Ничейная земля» / No Man’s Land, Кристина де Миддел / Cristina De Middel с псевдодокументальным расследованием Afronauts о национальной космической программе Замбии и Крис Киллип / Chris Killip с черно-белой серией «Что случилось. Великобритания, 1970–1990», показывавшейся в Париже с мая по август 2012-го. Примечательно, что только последний из претендентов является практикующим документальным фотографом.
Брумберга и Чанарина судейская коллегия (в ее состав вошли, к примеру, Жоан Фонткуберта и Андреа Хольцхерр) выделила за выпущенную ограниченным тиражом книгу War Primer 2 (к слову, теперь выложенную бесплатно в электронном виде). В качестве основы для своего проекта авторы взяли «Хрестоматию войны» / War Primer Бертольда Брехта. Оригинальная работа была сформирована из отобранных самим драматургом восьми десятков газетных кадров периода Второй мировой и из сопровождающих их коротких стихов, а акцент делался на развенчании мифологии пресс-фотографий, отнесенных великим немцем к разряду «иероглифов». Дуэт Broomberg & Chanarin, сосредоточившись на теме нынешних вооруженных конфликтов и проблеме терроризма, разместил на страницах брехтовской книги найденные в сети современные изображения, сделанные на мобильный телефон и резонирующие с поэтическими высказываниями известного автора.
Поясняя свой выбор, члены жюри заявили, что высоко оценили подход двух художников к изучению сложных взаимоотношений между снимком и текстом. «Я не чувствую, что мы добились успеха, достигнув пика в нашей деятельности. Мы трудились усердно и последовательно, и проблемы, требующие решения, остаются теми же, лишь изменились подход и стратегии», — говорит в ответ на вручение награды Адам Брумберг. «Наша работа всегда была совместной, однако не только между нами двоими, но также по отношению к другим людям», — добавляет он.
Отметим, что присуждение Deutsche Börse Photography Prize предполагает получение 30 000 фунтов стерлингов. В разные годы обладателями премии становились Люк Делайе / Luc Delahaye, Роберт Адамс / Robert Adams, Пол Грэм / Paul Graham и Джим Голдберг / Jim Goldberg.