В прошлый четверг в Нью-Йорке после продолжительной борьбы с раком умерла Дебора Турбевилль / Deborah Turbeville. Статуса признанной легенды фэшн-фотографии ее удостоили еще при жизни, хотя сама она, будучи одним из авторов, значительно переменивших индустрию, всегда открещивалась не только от громких эпитетов, но и вообще от звания мастера модных съемок. Ей нравилось говорить, что в своих кадрах она «соединяет одежду, людей и место, чтобы рассказать историю».
Родилась Турбевилль в Медфорде, штат Массачусетс (год появления на свет она никогда не любила раскрывать, а оттого разные источники попеременно называют 1932-й, 1937-й или 1938-й), но еще молодой девушкой перебралась в Нью-Йорк, где устроилась ассистенткой дизайнера Клэр МакКарделл / Claire McCardell. Эта работа запустила ее карьеру, и из помощниц модельера Дебора попала на должность стилиста в журналах Harper’s Bazaar и Mademoiselle (впрочем, позднее она не слишком воодушевленно отзывалась о том опыте).
За камеру будущий известный фотограф взялась лишь в 1960-х, не имея на тот момент никакого специального образования, кроме шестимесячного воркшопа под руководством Ричарда Аведона и Марвина Израэля. Впоследствии она скажет в интервью The Times Magazine, что именно эти двое поспособствовали тому, как серьезно Турбевилль стала относиться к своим кадрам.
Первые публикации случились у нее в 1970 году, однако известность пришла к Деборе с выходом в 1975-м серии Bathhouse, включавшей тот знаменитый снимок (пять девушек в купальниках расслабленно позируют в интерьере общественной бани), который в 1993-м The Independent именует одним из самых известных модных образов, созданных за последние полвека. Уже эти изображения демонстрировали ключевые элементы визуального языка мастера. Тревожная атмосфера, прозрачный свет, приглушенные цвета, внимание к архитектуре и даже некоторое пренебрежение показом одежды — все, что сегодня считается хорошим тоном в фэшн-фотографии, в тот период находилось вне поля зрения.
Когда Турбевилль начинала карьеру, трендом являлись такие модные кадры, героини коих были похожи на образцовых барышень, словно только что вернувшихся из загородного теннисного клуба. И, хотя снимки Деборы сперва многие принимали в штыки, она достаточно скоро сумела перевернуть индустрию. Ее работы всегда были элегантными, часто печальными, нередко — намеренно переэкспонированными, и большинство из них появлялись в обстановке руин — заброшенных складов и пустынных улиц, — к которым фотограф испытывала интерес. Подобная ее симпатия к разрушающимся объектам обнаруживалась и на стадиях постпродакшна изображений: мастер царапала и рвала собственные негативы, чтобы состарить их и сделать менее совершенными.
Несмотря на возраст и болезнь, мэтр продолжала неустанно трудиться. Ее последняя по времени книга Deborah Turbeville: The Fashion Pictures (и, к слову, первое большое ретроспективное издание) вышла в 2011-м. Еще в прошлом году Турбевилль участвовала в съемках рекламных кампаний для ведущих брендов. Дизайнеры и редакторы главных фэшн-журналов обожали с ней сотрудничать, в то время как Дебора шутила: «Я не слишком модный фотограф».
Она скончалась на 82-м году жизни.