Дихотомия в названии экспозиции «далекое-близкое» олицетворяет, очевидно, сразу две идеи. С одной стороны, на выставке представлены работы пионера цветной российской фотографии Сергея Прокудина-Горского, датированные началом минувшего столетия, вместе с сериями современных российских фотографов, снятых в начале века настоящего. С другой – и наследие Прокудина-Горского, которому некогда Николай II делегировал право быть первым фотографом обширной империи, и проекты молодых фотографов сегодняшнего дня запечатлевают Россию в ее необъятных масштабах и почти немыслимом многообразии.
По словам куратора выставки Кейт Буш / Kate Bush, ее целью было соединить и сопоставить два временных периода, а точнее два финала – конец царской и советской эпох: «Сегодняшнее поколение молодых художников и фотографов – первое, реализующееся в полной мере после краха Советской империи. Мне кажется, каждый фотограф, представленный на выставке, прежде всего, имеет дело со злободневными вопросами идентичности и при этом осознает тотальную новизну культурного и политического ландшафта страны. Сейчас Россия находится в стадии становления и молодое поколение фотографов наслаждается беспрецедентной свободой ЧТО и КАК снимать».
Это самое «ренессансное» поколение представлено на выставке фотографами Александром Гронским, Олей Ивановой, Максимом Шером и видеографами Дмитрием Венковым и Таус Махачевой.
Максим Шер – в некотором роде, продолжатель великого дела Прокудина-Горского. Работая над представленной в выставке серией «Русский палимпсест», фотограф документирует повседневность более четырех десятков городов страны, создавая ее визуальный каталог, а в объектив попадает тот самый сверхчувственный момент перехода от коммунистической утопии к отечественной версии капитализма. Объект фотографического исследования Александра Гронского – пустынные окраины мегаполисов, где в духе иддилических пасторальных картин жители городов абсурдистски пытаются найти себе место под солнцем. В серии «Кич-городок» фотограф Оля Иванова, фиксирует феномен феминизации страны – по ее словам, после II Мировой войны, мужчины стали будто бы «исчезающим видом» на фоне красивых, сильных и искренних женщин.
Незадолго до открытия выставки в Calvert Journal были опубликованы две большие статьи о «Новой волне» российской фотографии: «Родина: фотографы отправились на поиски настоящей России. Что они нашли?» и «Новая волна: 24 фотографа, изменивших наш взгляд на Россию».
Выставка продлится до 17 августа, галерея Calvert 22 Gallery