В музее Метрополитен в Нью-Йорке открылась первая выставка фотографий художника-провокатора Петра Уклански / Piotr Uklański. Известный своими работами с разными выразительными средствами – от инсталляции и скульптуры до видео и перформанса – появившийся на американской арт-сцене в середине 90-х эмигрант из Польши, а ныне известный во всем мире, на сей раз исследует мотивы шаблонности и устаревания в области фотографического языка. При этом ему удается занять одновременно две позиции: искренне и иронично ниспровергать старое, выражая, вместе с тем, этому старому дань уважения.
Около половины экспозиции выставки «Роковое влечение: фотографии Петра Уклански» / Fatal Attraction: Piotr Uklański Photographs, представленной в Метрополитен-музее, составляют снимки из серии «Радость фотографии» / The Joy of Photography (1997–2007), при создании которых автор пользовался предписаниями из изданной в 1991 году под редакцией компании Kodak одноименной книги – самоучителя для «серьезного фотолюбителя». В этом руководстве Уклански обнаружил готовое сжатое изложение всего, что можно обнаружить в понятии американского масскультового вкуса, которое он и поспешил объективировать в своих снимках, наполненных китчевыми объектами и избитыми приемами.
В экспозиции также представлена известная работа Уклански Нацисты / The Nazis 1998 года – это внушительных размеров инсталляция, состоящая в оригинальной версии из 164 панелей, на которые помещены портреты нацистских деятелей, но не действительных, а изъятых из кинематографических лент. Провокация Уклански состоит в том, чтобы обратить внимание на явление мифологизации зла в культуре и феномен эстетизации и романтизации преступного режима, за которым стоит настоящий опыт трагедии. Концентрация не лиц, но тел – прием, используемый художником еще в нескольких работах. Так для диптиха «Без названия. Солидарность» / Untitled (Solidarnosc) он выстроил 3 тысячи польских солдат в Гданьском порту, чтобы зафиксировать способность людей образовывать сообщества, а спустя несколько минут – закономерное стремление к противоположному.
Выставка Петра Уклански Fatal Attraction: Piotr Uklański Photographs в нью-йоркском The Metropolitan Museum of Art продлится до 16 августа.