Представление ежегодного проекта передвижных выставок уличной и документальной фотографии INNERVISIONS мне хочется начать несколько издалека. Недавно мне случилось писать рецензию на книгу Константина Смолянинова “Street Theography”. Текст доступен только немногим ее обладателям, поэтому позволю себе процитировать его начало, в котором обрисовывается общая картина современной фотографической жизни:
«Между институциональной фотографией и искусством существует разрыв, кажущийся непреодолимым.
Фотография – территория ловкости и самобытности взгляда, живой неожиданной эмоции, открытия новой возможности чувствовать реальность. О нее спотыкаешься взглядом и хочется радостно смеяться даже когда страшно, потому что мир оказался больше, чем ты мог себе представить, – и дух захватывает от несомненной в этот момент возможности ощущать его бесконечным числом способов. Лишь потому, что такие снимки существуют, фотографию можно признать искусством. Эту фотографию делают вольные бродяги, обреченные не создать и малой толики того, что могли бы, и остаться неузнанными.
Институциональная фотография – мир мёртвых. Сетка предъявлений задана и непоколебима. Фотографы, работающие на успех, разгуливают в свинцовых сапогах тематизма. У них серые лица, гордые глаза и депрессия. Они причастны сакральному пространству. Они – члены элитарной тоталитарной секты, секты бегунов в кандалах».
Ожидать, что эта ситуация как-то сама собой изменится, и социальная система искусства снизойдет до бродяг, увы, не приходится. Борис Гройс, много рассказывающий о ее устройстве с обаятельной отстраненностью киллера-философа, на лекции «Искусство в 21 веке. От объекта к событию» (12:20) на вопрос, может ли измениться текущая ситуация с искусством, ответил так:
«Должен произойти очень большой сдвиг для того, чтобы оно изменилось. И я думаю, что эти изменения могут произойти только в том случае, если возникнет какое-то новое очень мощное идеологическое движение, которое сметет современное искусство как институцию, просто его уничтожит физически. <...> И я практически не представляю себе пока реально… должно случиться какое-то очень большое социальное потрясение, какой-то огромный тектонический сдвиг в культуре для того, чтоб с ними что-то произошло. То есть музеи должны сжечь, а кураторов повесить на столбах. Причем всех. Вот тогда что-то изменится. Пока этого не произошло, я никаких принципиальных сдвигов в системе не вижу».
И это правда, господа фотообыватели. Везде и всегда есть только два выхода для честных ребят: схватить автомат и убивать всех подряд или.... создать конкурирующую институциональную систему, адекватную современности. Сделать это можно только одним способом: систематически и в серьезном объеме поддерживая проекты, подобные INNERVISIONS.
Сейчас вам предоставляется возможность купить один из лотов выставочного проекта, который ориентирован на поддержку живого и органичного художественного процесса. Он делается не для галочки в бюрократической отчетности корпорации или министерства, а для вас. И если вы осознаете свою ответственность за развитие той среды, в которой сосредоточены ваши интересы, мы вместе сможем определить, что такое современность, и что будет.
© Андрей Крашеница