10 февраля в Москве открылась традиционная Фотобиеннале. В 2016-м году её программа содержит более 40 выставок, которые пройдут на площадках Мультимедиа Арт Музея, Манежа, и других институций. Центральными темами этой биеннале стали «Япония», «Идентичность» и «Фотография вне Москвы и Санкт-Петербурга».
Главное фото-мероприятие года открылось рядом выставок в Мультимедиа Арт Музее, самой яркой из которых стала экспозиция снимков Анни Лейбовиц для календаря Pirelli. Лейбовиц совершила небольшую революцию в рамках своего выпуска: вместо традиционных фотографий в стиле «ню», она сделала серию классических черно-белых портретов одетых «сильных женщин» из мира культуры и спорта - Патти Смит, Йоко Оно, Серены Уильямс, Натальи Водяновой и других.
Другим всемирно известным гостем Фотобиеннале станет японец Хироши Сугимото. Он специально приедет в Москву, чтобы 2 марта прочесть лекцию в Мультимедиа Арт Музее на открытии своей выставки «Прошлое и настоящее в трёх частях». Эта экспозиция будет посвящена сквозным для всего творчества Сугимото темам - фото-образу и времени. Особенно интересен проект Сугимото в контрасте с работами пионера японского модернизма Осаму Сиихару, которые также представлены на Фотобиеннале. Фотографии Сиихару во многом созвучны работам его западных современников, которые так же экспериментировали со множественной экспозицией, композицией кадра и нестандартной проявкой, однако отличаются от них уникальным для японской фотографии содержанием, которое позже с большей отчетливостью раскрылось, например, в творчестве Нобуёси Араки и Дайдо Морияма.
Параллельно с выставками этих звёзд мировой фотографии на Фотобиеннале также будет представлен проект «Генезис» Себастьяна Сальдаго. Работа над «Генезисом» велась около 8 лет: бразильский фотограф, ставший особенно популярным в России после фильма «Соль Земли» Вима Вендерса, посетил чуть ли ни каждый уголок мира, которого не коснулась цивилизация, чтобы показать первозданный мир.
Не менее интересны и другие проекты. Например, ретроспектива участницы самого престижного фотоагенства Magnum Кристины Гарсиа Родеро, экспозиции дореволюционных фотографий российской глубинки («Уездный город Галич» Михаила Смодора и снимки Калуги XIX века ирландско-русского мастера Вильяма Каррика), проекты молодых российских фотографов (от «Швилишвили» Яны Романовой до «Индекса идентичности» Андрея Иванова), фотодневники греко-французского режиссера Коста-Гавраса, знаменитости в объективе Грациано Аричи или фотографии, сделанные обезьяной Микки в соавторстве с Виталием Комаром и Александром Меламидом.
Подробнее о выставках советуем узнавать на сайтах основных площадок фестиваля: Мультимедиа Арт Музея, ЦВЗ «Манеж», ММСИ, МУАР и Дома-музей Матвея Муравьёва-Апостола.