ФотоДепартамент перезапускает проект Молодая фотография и рассказывает о том, с какими новыми испытаниями сталкиваются современные художники и институции, работающие с фотографией и о том, как эти испытания становятся новыми возможностями.

Что изменилось?

В первую очередь, конечно, то, что мы привыкли называть фотографией. Это изменение, с которым мы сталкиваемся постоянно и, учитывая стремительность этого процесса, не всегда удаётся охватить и осмыслить все новые формы, в которых она открывается, а если вспомнить пример с кружевом племянницы Дега, упоминаемый Дагласом Кримпом в контексте того, что многообразие форм также зависит от наших индивидуальных историй [1], эта затея и вовсе кажется невыполнимой. И тем не менее, мы хотим попытаться.

Наверняка многие наслышаны о проекте SITUASIONS, который запустил Фотомузей в Винтертуре (Швейцария) в 2015 году.

Как утверждает бывший директор музея и со-куратор проекта Дункан Форбс «сегодня мы больше говорим о фотографическом, нежели о фотографии» [2], большую роль в современной культуре играет цифровое видение, которое связано с различными сферами человеческой деятельности, это, несомненно, влияет и на практику молодых художников, в руках которых оказывается целый ряд новых «инструментов» — слово «фотограф» уже не так очевидно их определяет. Эти аспекты нельзя оставить в стороне или проигнорировать, когда речь идёт о современной фотографии, для музеев и галерей, чья деятельность упирается в каноны и жанры и чья коллекция, преимущественно состоит из аналоговой фотографии, это становится испытанием. Именно поэтому Форбс принял решение о необходимости нового формата работы с тем, что представляет собой выставка. Каждый проект («ситуация») может принимать форму изображения, фильма, текста, интервью, презентации книги, лекции по скайпу, все они сопровождают реальные события, а не копируют или транслируют их. Ориентиром для зрителя внутри платформы служит система тегов и кураторских «кластеров», основные из них: «Отношения» (как меняется социальная онтология фотографии в связи с цифровой культурой), «Видящие машины» (сила цифрового алгоритма как технология видения) и «Форматы» (исследование потерянных или меняющихся визуальных форматов).

Таким образом, проект функционирует с аналогичной динамикой, с которой фотография сегодня перемещается между различными платформами и медиа, постоянно растёт и развивается, позволяет наблюдать новые связки физических событий и онлайн-контента.

Фотомузей в Винтертуре не единственный, кто обращается к подобным трансформациям, всё больше ресурсов, площадок и самих художников, работающих с фотографией, сталкиваются с недостаточностью.

Недостаточно просто писать о фотографии, рассказывать об авторе или проекте и поэтому, например, немецкая организация Der Gref представляет художников в специальном разделе, где они ведут временный блог.

Недостаточно просто использовать актуальные сервисы для работы с фотографией и здесь мы находим примеры как среди художников (вспомним Амалию Ульман с инстаграм-проектом Excellences & Perfections или Дмитрия Маркова, который сейчас ведет свой инстаграм как социальный документальный проект, снятый на камеру телефона, в 2015 году он получил Getty Images Instagram Grant), так и среди институций (Burndiary — проект онлайн-журнала о фотографии burn., куратор Дэвид Алан Харви из Magnum. Каждую неделю инстаграм-аккаунт ведет новый фотограф, причём выкладывать можно только фотографии с мобильного телефона и только те, которые удалось сделать за сегодняшний день).

Наконец, недостаточно просто смотреть на фотографию, вернёмся к SITUASIONS или обратимся к проектам, предполагающим другое непривычное взаимодействие с изображением (см. Technological Exaptation Максима Гийона и Машину Ирины Задорожной)

Новые разделы Молодой фотографии уступают вышеперечисленным примерам по глобальности, но не по значимости.

О недостаточности места

Мы запустили онлайн-поток изображений #EverydayImages. Поток обновляется два раза в неделю — выбранный автор становится автором дня. Для нас и аудитории — это возможность увидеть огромный срез современной фотографии, а для авторов — возможность быть замеченными и получить отклик.   

Как участвовать

Предложить свою фотографию можно в любое время, для этого раздела нет специальных условий и не нужно заполнять заявку. От желающих принять участие мы ждём изображение, город проживания и ссылку на персональный сайт или соцсети. Все работы публикуются с указанием имени автора, распространяются и копятся под хэштегом everydayimages.

О недостаточности слова

Ещё один новый раздел проекта — Блог. Мы тоже считаем, что недостаточно просто говорить об авторах, поэтому здесь будут публиковаться не только наши обзоры и новости. Мы приглашаем к участию в этом разделе молодых художников, исследователей и кураторов (для молодых кураторов также открыта возможность участия в разных форматах работы с фотографией внутри проекта).

Как участвовать

Вы можете отправить заявку с предложением темы и тезисным планом вашего эссе / критического текста / текста о проекте / интервью и других форматов. Если у вас нет конкретной темы, но вы хотите принять участие — направляйте запрос, мы поможем определить сферу ваших интересов и найти для них форму реализации.

О недостаточности взгляда

Прежним в Молодой фотографии остался интерес к современным российским авторам, к тому, что происходит с изображением и самой практикой фотографии. К условным направлениям для заявок — арт-фотография, документальная фотография, фотокнига — мы добавили инсталляцию, проекцию, инстаграм- и мультимедиа- проекты.

Для нового сезона мы собрали команду жюри — участников и организаторов крупных международных фестивалей, независимых кураторов, директоров музеев и художественных фондов, редакторов и фотокритиков:

Томас Зелиг / Швейцария, директор Фотомузея в Винтертуре; 

Агнешка Дверницка / Польша, директор фестиваля Фотомесяц в Кракове, глава независимого Фонда визуальных искусств;

Ларс Вильюмет / Швейцария, независимый куратор, фотокритик и фоторедактор;

Сальваторе Витале / Швейцария, фотограф, главный редактор фотожурнала YET Magazine;

Надя Шереметова / Россия, куратор, исследователь фотографии, фотокритик.  

Они выберут авторов для выставки, представляющей сезон Молодой фотографии 2017.

Выставка будет проходить с 5 по 29 октября, в пространстве Тайга, в рамках фестиваля современной фотографии Присутствие / Presence, который ФотоДепартамент организует второй год подряд.

Как участвовать

Заявки принимаются до 03 сентября, подать заявку можно на сайте проекта, в разделе Участие.

________________________

[1] Речь идёт о фотографии — профильном портрете Одетты, племянницы Дега, где по словам Кримпа, на девушке кружевное платье. Анализируя снимок, Кримп отмечает преобладание кружева на фотографии и связывает эту особенность с улыбкой девочки, проводя аналогию: “французское слово dentelle, кружево — уменьшительная форма слова dent, зуб”. Однако, после выпуска статьи, автор навещает своих родственников, публикация попадает в руки восьмидесятилетней бабушки Кримпа, которая делает замечание: “Девочка одета не в кружева, это ажурная вышивка (eyelet embroidery — то есть не “зубок”, а “глазок”)”. Произошедшее наводит Кримпа на мысль: “Возможно, в данном случае различие между кружевами и вышивкой не имеет большого значения, но важно, что моя бабушка могла видеть то, чего не видел я, а значит то, что мы видим, зависит от наших индивидуальных историй, от наших по-разному сконструированных субъективностей”. / Даглас Кримп / На руинах музея/ V-A-C press, 2015/c. 27  

[2] Из интервью Digicult, 2015 г.