К 70-летнему юбилею «Магнума» Стюарт Фрэнклин (Stuart Franklin) повторил путешествие по Сахаре сооснователя агентства Джорджа Роджера (George Rodger).
«Мы ехали, принося нашу машину и самих себя в жертву одному из самых тяжелых возможных маршрутов на планете», писала Джин Роджер (Jinx Rodger) о своём путешествии по Сахаре со своим мужем Джорджем Роджером. Отправившись в 1954 году в трёхмесячную экспедицию по нескольким странам, включая Алжир и Марокко, Джордж и Джин проехали 4 000 миль на своём Ленд Ровере, фотографируя одну из самых неисследованных и негостеприимных местностей на Земле.
Ранняя карьера Джорджа Роджера была в первую очередь работой военного корреспондента. Начиная с бомбардировок Лондона (Blitz in London), он путешествовал по всей Европе и за её пределами, освещая более 18 военных кампаний для журнала «Лайф». В конце войны Роджер фотографировал освобождение Франции, Бельгии и Голландии, и был первым фотографом, попавшим в концлагерь Берген-Бельзен в апреле 1945 года. Этот военный опыт был для него слишком травмирующим, и он ушел из военной фотографии, переключившись на исследования людей из стран Африки и Среднего Востока.
Получив приглашение сделать «римейк» одной из прославленных фотоисторий для проекта «Магнум, рассказанный снова» (Magnum Retold), знаменитый фотожурналист Стюарт Фрэнклин (Stuart Franklin) сразу же ухватился за «Сахарское» приключение Джорджа. Созданный к 70-летнему юбилею агентства, проект этот представляет собой знаменитые архивные фотоистории, сделанные заново сегодня, нынешними авторами «Магнума». «Каменные храмы» («Temples of Stone») Фрэнклина – реинтерпретация снятых «Лейкой» африканских ландшафтов Роджера, будет показана в Leica Studio в Мэйфэр, в Лондоне, с 17 Января до 16 Февраля 2018 года, и Фрэнклин проведёт там мастер-класс 2 и 3 февраля.
«Меня всегда интересовали взаимоотношения между человеком и пейзажем», – объясняет Фрэнклин, бывший президент «Магнум Фото», известный своей принадлежностью к фотожурнализму, будящему размышления. Собираясь в своё путешествие через пустыню, Роджер полностью погрузился в неизвестность этой дороги. «Для Джорджа, пустыня помогла исцелиться от травмирующих воспоминаний о войне», говорит Фрэнклин, повторяя слова Джин, с которой он работал, готовя этот проект.
Взяв за основу дневники, которые вели Джин и Джордж во время путешествия, Фрэнклин отправился в путь, чтобы создать новое произведение – посвящение оригинальной фотоистории Роджера. Новый проект отснят на три камеры «Лейка» – Leica M Monochrom, SL и Q. Проект показывает, что сейчас там происходит. Сначала он хотел посетить горы Ахаггар (национальный парк в Алжире – А.К.) и район Тимимун (тоже Алжир), но скоро стало ясно, что получить визу не удаётся. Вместо этого Фрэнклин остановился на Атласских горах в Марокко, суданско-египетском приграничье и Западной Пустынной Дорогой (Western Desert Road, район Сахары к западу от Нила – А.К.), где Роджер тоже был.
«Эта идея, её стартовая точка и дорога впереди, стали для меня точкой фокуса, – объясняет Фрэнклин. – Стартовая точка – вообще важнейшая вещь для фотографов и художников, открывающая чудесные возможности. Общее направление было ясно, но точный маршрут составился не сразу». По приезде, Фрэнклин был вынужден снова несколько изменить планы из-за проблем с безопасностью в Алжире. Пришлось сменить задачу и путешествовать вдоль Нила, через песчаные холмы Асуана и храмы у Озера Нассер, а затем в Тафраут в Атласских горах. Так постепенно фотоистория начала приобретать реальную форму.
Особенно привлекали Фрэнклина древние статуи вдоль Нила и храмы у Озера Нассер. «Я знал, что хочу увидеть подвергшиеся выветриванию статуи и руины античных времён, поэтому и выбрал такой специфический маршрут», – объясняет он. Фотографии этих монументов заменяют снимки «фигур выветривания» у Роджера. «Есть одна фотография, снятая на Озере Нассер, которая, по-моему, содержит явный отклик на работы Джорджа Роджера», – говорит Фрэнклин. Два человека, сидящие на берегу озера у храма Эль Себуа (Долины Львов), и фотография напоминает о тишине развалин в пустыне, снятых Роджером.
Чтобы снять эти фото, Фрэнклин уходил из отеля очень рано, чтобы опередить орды туристов, наводняющих эти места поздним утром. Главной задачей было застать нужное освещение. И лучше всего, по словам Фрэнклина, эти объекты выглядели в лучах утреннего солнца, на рассвете. Первоначально фотографии сделаны в цвете, камерой Leica SL, затем конвертированы в чёрно-белые.
В Тафрауте, вотрой главной точке маршрута и его завершении, Фрэнклин был привлечён причудливыми формами камней, «которые напомнили мне полуразрушенные монументы и храмы античных времён». Лёгкость камеры Leica SL позволила Фрэнклину исследовать Атласские горы по много часов в поисках нужных ему «природных каменных храмов». Он также экспериментировал с разной оптикой, хотя длиннофокусными объективами в конечном итоге работал мало.
Сегодня фотография находится в условиях жесткой конкуренции с другими медиа, гораздо больше, чем 60 лет назад, когда Роджер снимал свою оригинальную историю. «Во многих случаях ты видишь, что этот сюжет лучше выглядел бы в документальном кино, – делится Фрэнклин своими наблюдениями. – Что больше всего радует меня в этом проекте, это то, что мне удалось найти именно фотографичное его решение». И в самом деле, «Храмы из камня» (Temples of Stone) – это одновременно и посвящение памятной фотосерии, и мощная работа, ценная сама по себе.
Перевод с английского Александра Курловича