«Для меня фотография – средство, возможно лучшее в наше время – для того, чтобы распространять знания о мире. Фотография – метод образования, способный донести до людей любого возраста и состояния правду о сегодняшнем мире», – писала фотограф Беренис Эббот в неопубликованном тексте «Заявление о сегодняшней фотографии» (Statement in Regard to Photography Today) 1946 года. От портретов элиты авангардных кругов Парижа до быстро меняющихся городских видов Нью-Йорк Сити, плюс ещё карьера в научной журналистике – всё наследие Эббот пронизано идеями современности.
Эббот родилась в 1898 году в Спрингфилде, Огайо. Она изучала скульптуру в Нью-Йорке до переезда в Париж в 1921 году, а там стала работать ассистентом в студии Ман Рэя. Затем она овладела искусством фотографии и в 1926 состоялась её первая персональная выставка в галерее Le Sacre du Printemps в Париже, посвящённая портретам парижских авангардистов.
Когда Эббот вернулась в Нью-Йорк в 1929 году, она была поражена скоростью развития города. Это привело к созданию серии «Меняющийся Нью-Йорк» (Changing New York), а вскоре после этого она обратила внимание на науку и научные эксперименты, работая редактором иллюстраций в Science Illustrated и изобретая фотографические устройства для манипулирования фотоизображениями.
Долгая работа Эббот привела к тому, что её работы рисуют портрет времени – именно на этой предпосылке создана экспозиция в Барселоне. Она состоит из почти 200 фотографий, разбитых на три секции, с добавлением небольшого количества работ Эжена Атже, большого друга и вдохновителя Эббот. При этом 11 из этих фотографий были напечатаны самой Эббот в 1956 году.
Выставка будет показываться в Fundación MAPFRE в Барселоне до 19 Мая 2019 года. Затем она переместится в Мадрид, в Fundación MAPFRE’s Sala Recoletos, где пройдёт с 1 Июня по 23 Августа.
Перевод с английского Александра Курловича