Работы Эммануэль Фруктус во время показа в Институте фотографии. Все фото © Nicolas Lee

Переехав в бывшую школу в Лилле, неподалёку от Вьё-Лиля, Институт фотографии получил исторический фасад, за которым скрывается сеть комнат, связанных извилистыми лестницами и коридорами. Всё ещё ощутимо прежнее использование здания: неработающие длинные лампы и старый линолеум соседствуют со старинными каминами, большими зеркалами и украшенными карнизами.

Это старейшая организация во Франции из числа посвящённых фотографии – и она всё ещё развивается и прогрессирует. Эти 1500 квадратных метров откроются полностью в 2021 году, но в то же время уже сейчас вам могут предложить «продегустировать» то, что будет дальше, хотя и не в полном объёме. «Мы много работали для того, чтобы подготовить пространство для публики, но пока по минимуму, – говорит директор Института Анн Лакост. – Мы сделали временные стены и свет для создания экспозиционного пространства».

На следующее лето здание подвергнется радикальному обновлению, но до тех пор примет две последовательно две культурных программы. На настоящий момент анонсирована первая из них: «Необычное: фотографический взгляд на повседневность» (Extraordinary: Photographic perspectives on everyday life). Она включает семь выставок, которые откроются в октябре и продолжатся до 15 декабря. Кроме этого, в составе программы инсталляция и серия различных проектов и мастерских.

Вид выставки во временном экспозиционном пространстве

«Мы хотим комбинировать прошлое, настоящее и будущее, чтобы развивать фотографическую культуру для публики, и воспитывать взгляды», объясняет Лакост. Проект включает в себя материалы с конца 19 века до дня сегодняшнего, представляя широкий выбор фотографических подходов к теме.

Инициатива родилась из обсуждения между региональным советом О-Де-Франс и организаторами «Встреч в Арле» того, в каком фотографическом пространстве нуждается страна. «Мы стали развивать идею институции, которая может организовывать выставки, но в то же время заниматься исследовательской и архивной работой», – объясняет Сэм Стордзе, директор «Встреч в Арле». Помимо выставок, Институт ведёт широкую исследовательскую программу, открытую для учащихся, кураторов и художников. Также он будет хранить архивы ряда фотографов, работающих во Франции, и будет поддерживать ряд печатных инициатив. Включая создание библиотеки, посвящённой истории фото публикаций.

Задумывая начальную программу, Лакост провозгласила изменчивость пространства. «Мы смотрим на историю фотографии, но ищем новый взгляд на неё», – говорит она, ссылаясь на выставку, посвящённую Лизетте Модел. Экспозиция отдаёт дань её работе в качестве уличного фотографа и её преподавательской деятельности, путём изучения влияния, оказанного ею на четырёх Американских фотографов: Леона Левинштейна (Leon Levinstein), Диану Арбус (Diane Arbus), Розалинд Фокс Соломон (Rosalind Fox Solomon) и Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark). Включающая известные фотографии пяти мастеров, исследовавших повседневную жизнь изнутри, выставка прорисовывает личную и эстетическую связь между ними.

Вид выставки во временном экспозиционном пространстве

В другом месте Пекинский Парк Мира представляет выборку из монументального архивного проекта Томаса Совена (Thomas Sauvin) «Пекинская серебряная шахта» (Beijing Silvermine), в ходе которого более полумиллиона негативов было получено с мусороперерабатывающей фабрики близ Пекина; Томас Штрут (Thomas Struth) раскрывает сложную динамику в семейных портретах; Лора Хенно (Laura Henno) в проекте «Радикальная Преданность» (Radical Devotion) показывает результат двухлетней работы в коммьюнити Калифорнийской пустыни; и Эммануэль Фруктус (Emmanuelle Fructus) в своей первой выставке представляет кропотливые коллажи, составленные из фигур, вырезанных из народных фотографий.

Наконец, две выставки посвящены внутренним (домашним) пространствам. Это «Поздравления из Америки» (Greetings from America), посвящённая Американской открытке с 1900 до 1940 годов, и «Дом, милый дом» (Home Sweet Home) – политическая история британского дома с 1970 по 2018 год, в которую вошли проекты 30 художников, изучающих изменения в социальной и культурной структуре современной Британии. Созданная совместно с фестивалем в Арле, выставка была показана там прошлым летом – первый подход к сотрудничеству двух организаций, стремящихся упрочить связи между Северной и Южной Францией. В конечном счёте, однако, пространство сохраняет независимость. Как говорит Лакост: – «Это возможность представить, каким может быть сегодня учебное заведение, посвящённое фотографии».

Вид выставки во временном экспозиционном пространстве


Оригинал на сайте BJP
Перевод с английского Александра Курловича