Всемирная организация фотографии рада объявить, что награду Sony World Photography Awards 2021 «Выдающийся вклад в области фотографии» получит знаменитая мексиканская фотохудожница Грасьела Итурбиде. Она считается величайшим ныне живущим фотографом Латинской Америки, а ее работы повествуют о жизни Мексики с конца 1970-х и известны своим определяющим вкладом в визуальную идентичность страны.
В рамках виртуальной выставки, доступной для просмотра на веб-сайте Всемирной организации фотографии с 15 апреля, будут представлены двадцать пять произведений Итурбиде. Фотографии, отобранные самой художницей, освещают важные вехи и темы ее пятидесятилетней карьеры, и в числе прочего включают некоторые самые знаковые работы Итурбиде, такие как Nuestra Señora de las Iguanas («Богоматерь игуан») и Mujer ángel («Женщина-ангел»).
Изображая повседневную жизнь и иллюстрируя культуру Латинской Америки, показывая ритуалы и проявления религиозности, в своих работах Итурбиде исследует сложности и противоречия своей страны, рассуждает о природе неравноправия, подчеркивает конфликт между городом и деревней, противопоставляет современные тенденции и самобытность. Ее фотографии выходят за рамки обычных документальных повествований и направлены на то, чтобы дать поэтическое видение изображаемых объектов на основе личного опыта и личной жизни фотографа. Грасьела Итурбиде родилась в 1942 году в Мехико в чтущей традиции католической семье, где она была старшей из 13 братьев и сестер. В детстве она восхищалась любительской фотографией своего отца и очень дорожила коробкой с семейными фотографиями. Она вышла замуж в 20 лет и вскоре родила троих детей. Только в 1969 году, в возрасте 27 лет, она решилась развивать свои творческие способности и стала студенткой Киноцентра при Национальном автономном университете Мексики. Именно там, во время учебы у модернистского мастера Мануэля Альвареса Браво (Manuel Álvarez Bravo), ставшего впоследствии ее наставником, она обратила внимание на фотографию. И именно фотография стала в то время своеобразной терапией для Итурбиде, когда в 1970 году она трагически потеряла свою шестилетнюю дочь Клаудию.
Вскоре после этого Альварес Браво попросил Итурбиде стать его помощником, и она начала сопровождать его в путешествиях по Мексике. На Итурбиде большое влияние оказал интерес Альвареса Браво к коренным общинам и его свойственное мексиканцам мировосприятие, часто характеризующееся фразой «hay tiempo» или «всему свое время». Именно эта философия, пронизывающая все мексиканское искусство и литературу, помогла Итурбиде развить свой собственный фотографический стиль внимательного и терпеливого наблюдателя, чьи работы исполнены лиризма и поэзии повседневности.
В конце 1970-х Итурбиде стала центральной фигурой в растущем движении латиноамериканских фотографов, объединившихся, чтобы «вернуть» визуальную идентичность своей страны, которую в то время мир узнавал в основном по работам иностранных фотографов. В 1978 году в рамках масштабной инициативы по восстановлению культуры коренных народов Этнографический архив Национального института коренных народов Мексики поручил Грасьеле Итурбиде сфотографировать коренное население страны. Работая вместе с антропологом Луисом Барджау (Luis Barjau), Итурбиде присоединилась к общине индейцев сери (Seri Indians), изучая их обычаи и фиксируя их образ жизни, уделяя особое внимание процессу вынужденной адаптации к капитализму.
Результаты совместной работы Барджау и Итурбиде были опубликованы в 1981 году в книге Los que viven en la arena (Те, кто живут в песках). На момент публикации это было одно из очень немногих мексиканских исследований среди сотен американских текстов, и было сразу же было признано общественностью за его аутентичный вклад. Экспедиция и жизнь среди индейцев сери ознаменовала собой начало еще одного важного этапа карьеры Итурбиде, подтверждающего глубокую приверженность фотографа изучению своей страны и желание строить отношения и фотографировать ее разнообразное население.
Сегодня ее работа с индейцами сери, а позже и с общиной сапотеков в Хучитане (Juchitán) является одним из самых известных в творчестве художницы. Не стремясь придавать своим сюжетам таинственности или экзотичности, Итурбиде предлагает в своих произведениях взгляд человека, стремящегося понять и признать свою собственную культуру. В дополнение к фотографиям коренных народов Мексики в подборку также включены изображения из путешествий Итурбиде по Италии, США и Индии, посвященные миру природы и передающие очарованность автора символизмом и духовностью этого мира.
Комментируя свою работу и получение награды, Грасьела Итурбиде говорит: «Для меня большая радость и большая честь получить эту награду. Столь высокое признание является отличным стимулом для продолжения моей работы. Все, что я фотографировал на протяжении своей жизни, воодушевляло и подталкивало меня к повторению этого процесса снова и снова. Фотография для меня создает ощущение понимания того, что я вижу, для чего я живу и что чувствую, и является хорошим мотивом для познания мира и его культуры».
Наградой «Выдающийся вклад в области фотографии» отмечаются отдельные личности или группы людей, оказавшие значительное влияние на мир фотографии. Став 14-м лауреатом этой премии, Грасьела Итурбиде пополнила выдающийся список знаковых имен, включая Уильяма Эгглстона (2013 г.), Мэри Эллен Марк (2014 г.), Мартина Парра (2017 г.), Кандиду Хёфер (2018 г.), Надава Кандера (2019 г.) и Герхарда Стейдла (2020 г.)