Факультет современного искусства «Среды обучения» совместно с исследовательской платформой Posthuman Studies Lab запускает летнюю школу, посвященную изучению взаимосвязи растительных и вычислительных систем в контексте экологии и различных сценариев будущего в эпоху антропоцена.

К участию приглашают художников, работающих с широким полем медиа, специалистов по блокчейну, кодеров и лайф-кодеров, инженеров и архитекторов сетей, экологов и биологов, электрофизиологов и физиологов растений, микологов и биохимиков, продуктовых дизайнеров и специалистов «интернета вещей».

С 14 июня по 31 июля пройдет онлайн-часть проекта с лекциями и воркшопами, а с 1 по 7 августа — офлайн-часть программы в Московской области. Прием заявок продлится до 31 мая, отбор пройдет на основе присланных портфолио.

Заполнить заявку можно на странице летней школы «Нестабильные соединения».


О проекте

Прочитывая раннесоветский проект строительства общего мира, в котором найдется место не только людям, но и животным, растениям и машинам, организаторы школы обращаются к коммунизму как к форме сосуществования человеческих и нечеловеческих индивидов.

Во время и после войны одними из главных агентов в строительстве и проектировании экономики СССР были дикие растения — так называемые «зеленые пролетарии» на равных трудились с рабочими: служили универсальным ресурсом, живой защитой от вредных веществ.

Позже в процессы управления сельским хозяйством начали вводиться вычислительные машины, а целью инноваций было обозначено создание автоматизированной системы управления экономикой, так называемого «советского интернета», устраняющего местечковость колхозов и обеспечивающего глобальную общность коммунистическому телу.

Эти два проекта — «зеленого» строительства коммунизма и кибернетического объединения территорий — исторически так и не пересеклись между собой. Проект школы рассматривает альтернативный сценарий, в котором растения и машины активно участвуют в совместном строительстве связей, объединении существ друг с другом и глобальном поиске общего.

Участники не только изучат историю взаимодействия аграрного комплекса и кибернетики, но также ознакомятся с альтернативными парадигмами вычислений и построения гибридных сетей. Итогом школы станет коллективная художественная инсталляция, воплощающая идею растительного интернета.


Инсталляция

Участники школы привезут образцы растений из своих регионов. Это должны быть стратегические важные в прошлом и одичавшие сейчас виды: борщевик Сосновского, люпин, тополь и другие. Экспериментально объединив результаты зеленого труда в источник питания (проточную батарею), участники используют их для запуска и поддержания работы сети, состоящей из 20 цифровых хабов. Таким образом, будет найдено «мирное» применение токсинам, накопленным в одичавших и ставших инвазивными видах, и воссоздана идея общего как комплекса межвидовых коммунистических связей. 

Во время подготовительной работы над проектом Posthuman Studies Lab удостоились грантовой поддержки международной платформы Roots and Seeds XXI. Это означает, что результаты исследования школы воплотятся в масштабную инсталляцию — тестовая модель растительного интернета станет полноценной работающей системой с центром управления в выставочном пространстве фестиваля Ars Electronica 2022 (Линц, Австрия).


Организаторы и партнеры

Posthuman Studies Lab

Платформа, которая объединяет исследователей, художников и теоретиков в работе над осмыслением экологического наследия постсоветских территорий.

Факультет современного искусства «Среды обучения»

Факультет современного искусства «Среды обучения» — первая онлайн-школа современного искусства с программами для художников, кураторов, художественных критиков и арт-менеджеров. Преподаватели и ведущие мастерских — действующие лица российского современного искусства.

РХТУ им. Д. И. Менделеева

Опорный университет химического комплекса России, который готовит будущих технологических лидеров для Индустрии 4.0. Ученые РХТУ ведут исследования мирового уровня, направленные на устойчивое развитие, создание новых материалов и зеленых технологий, разработку новых лекарств и альтернативных источников энергии.