Звон виртуального аукционного колокола в аукционном доме Кристи возвестил о том, что Майк Винкельманн, цифровой художник, больше известный как Beeple, вошел в историю, продав свою работу «Everydays: первые 5000 дней» в виде NFT за 69, 4 миллиона долларов.
Но одновременно с тем, как криптовалютное безумие перенесло рынок искусства «хай энд» в 21 век, оно также модернизирует и другой аспект этой индустрии: кражи искусства.
В простейшем выражении, невзаимозаменяемые токены, или NFT, можно рассматривать как «биткойн для искусства». Так же, как биткойн позволяет тратить или накапливать некий аналог «цифровых денег» без всякого централизованного управления, NFT позволяет делать то же самое в отношении картин, видео, музыки или чего угодно, что можно перевести в цифровую форму. Её можно перевести в формат, который может быть продан, может храниться или быть аутентифицирован без обращения к «привратнику», то есть регулятору.
Как только NFT создан, его всегда можно отследить цифровым путём. И, в отличие от простого файла изображения, NFT нельзя дублировать с передачей дублю свойств оригинального произведения, для проведения транзакции вроде тех, которые привлекли внимание общественности в течение последнего месяца.
Но хотя сама технология NFT предотвращает возможность дублирования произведений без разрешения, нет никакой технологии, определяющей, кто может создавать токены в первую очередь. Этот факт вызывает беспокойство у некоторых художников, пришедших к выводу, что их работы в итоге попадают под «контроль» людей, не имеющих к ним никакого отношения.
Один из них — Симон Столенхаг, шведский иллюстратор, чья серия «Байки из петли» (Tales from the Loop) вошла в число Amazon Prime original. В один прекрасный день он обнаружил, что его произведение было превращено в «MarbleCard» – тип NFT, который позволяет пользователям создавать и обменивать токены, представляющие веб-страницы. «Похоже, что отныне мы должны ежедневно проверять в поиске, не сделали ли из наших работ NFT, — говорит он. – Спасибо, Силиконовая долина!»
MarbleCard — не единственный из сервисов, делающих легким процесс «токенизации» контента, созданного другими. Сервис Tokenized Tweets, позволяет пользователям превращать любой твит в продаваемый цифровой актив, просто отправив сообщение в социальной сети. При этом, размещённые в сети произведения искусства — популярная цель для такой «токенизации». «Теперь любой ваш твит легко можно продать, не спрашивая у вас разрешения», — предупреждает художник RJ Palmer, сам столкнувшийся с этой ситуацией.
Эмма Прайс, художник и дизайнер из Маргита, сослалась на опыт Палмера, а также на огромный экологический ущерб, который нанес криптовалютный сектор. «Очень быстро стало понятно, что огромное количество не-созидателей, часто просто безликих, анонимных сущностей кинулись использовать всевозможные способы создания и распространения NFT, не обращая никакого внимания на право собственности автора на цифровой элемент».
«Здесь нет никакого контроля, и никакого понимания и уважения авторского права. То, как беспринципно это позволяет обворовывать художников, просто сводит с ума».
В то время как системы NFT, побуждающие пользователей маркировать веб-страницы или твиты, которыми они не владеют, всегда могли вызвать проблемы, но даже более традиционные системы, позволяющие художникам маркировать свои собственные работы, стали причиной споров. Так, недавняя попытка знаменитой хип-хоп группы Wu Tang Clan выйти на рынок NFT, была прервана после того, как художник Кевин Александер (Kevin Alexander) заявил, что их анимация имеет сходство с его работой, выложенной в сеть в 2013 году.
Иногда стирание границ является преднамеренным, как в случае с Burned Banksy NFT. Этот токен, проданный примерно за 300 000 фунтов, является копией работы Бэнкси «Morons» (примерно «Идиоты»), проданной тиражом 500 экземпляров. Но экземпляр № 325 был публично сожжен после изготовления токена. Этот ход, по мнению анонимных создателей, «перенёс стоимость физического экземпляра на NFT».
Даже у тех «цифровых» художников, которые считают нормы авторского права 20 века устаревшими, эта тенденция вызывает беспокойство. «В некотором смысле, сектор NFT должен быть более внимательным к тому, что оскорбляет и расстраивает людей — особенно художников, чьи работы вызывают интерес в их области, — чем строго к тому, что технически или юридически возможно», — говорит Паркер Хиггинс из Нью-Йорка, художник и активист, выступавший за реформу авторского права.
Во многих других областях творчества нормы и традиции имеют часто большее влияние, чем буква закона об авторском праве, и цена нарушения там не всегда определяется судебным процессом, но при этом вполне реальна. Конечно, люди, занимающиеся NFT, могут сделать выбор в стиле «ломай всё на своём пути», но таким образом, они рискуют прослыть антисоциальными фриками, с которыми просто никто не захочет связываться.
Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича