В конце декабря 2022 в издательстве «Индрик» вышла новая книга Ирины Чмыревой «Лексикон русской фотографии XX-XXI веков». Тираж бумажного издания всего 300 экземпляров, так что книга обещает стать библиографической редкостью в самое ближайшее время.
Твердый переплет
944 страницы, 1.7 кг
ISBN978-5-91674-665-5
Автор о книге:
«В эту книгу собраны статьи, критические эссе и рецензии на книги фотографов и художников, работавших с фотографией в России в ХХ – начале XXI века. Мои первые тексты о современных фотографах начали появляться в печати в 1998 году; самые ранние материалы в этом издании датируются 2000-м. Так сложилось, что я писала очень о многих. Известных сегодня, начинавших двадцать лет назад и гремевших тогда, а сейчас почти забытых.
В книгу включены и совсем короткие заметки-«портретики», которые сопровождали мини-портфолио авторов в русской версии журнала ZOOM 2000-х, и тексты из монографий о художниках.
Я позволила себе включить некоторые рецензии на книги фотографов, в которых, на мой взгляд, удалось проговорить важные вещи об особенностях их творчества.
История фотографии, как, впрочем, и любого вида визуальных искусств, – это хор, в который вплетаются сильные голоса солистов, тех десятка-двух авторов, показывая которых из года в год большинство кураторов фотографии пребывают довольными своим следованиям актуальным тенденциям. Мне повезло: на международных портфолио-ревю по всему миру у меня было множество встреч с авторами, чей творческий «голос» казался на этих «прослушиваниях» иногда недостаточно мощным, но оставался в памяти уникальностью своего визуального тембра. В этой книге нет случайностей. Все, о ком я писала, были для меня захватывающим путешествием в новое видение, интересовали меня, были загадкой, разгадывание которой, процесс погружения в их творчество, был радостным, интригующим.
Я любопытна. Понимаю, что кому-то в своих текстах (как видится с расстояния прошедших лет) оказывала авансы, ожидая яркого развития. Есть имена, которые остаются в современной истории фотографии благодаря только этому изданию. Но никто не может утверждать определенно, что изменяющийся контекст восприятия не вернет их снова спустя годы, если не на авансцену, то в тот большой спектакль, который мы называем историей фотографии».