Его Превосходительство Абдулрахман бин Мохамед Аль Овайс, министр здравоохранения и профилактики и председатель попечительского совета HIPA, награждает Александра Цупруна. Фото: Андрей Безукладников

12 ноября 2024 года мировое фотографическое сообщество с интересом следило за церемонией награждения победителей 13-го сезона престижной Международной премии по фотографии имени Хамдана бин Мохаммеда бин Рашида Аль Мактума (HIPA) в Дубае. В этом году организаторы премии сделали особый акцент на новом направлении – коротких видео для социальных сетей, отражая современные тенденции визуального искусства.

Главную награду в этой инновационной категории получил российский видеограф Александр Супрун. Его работа – десятилетняя история путешествий по миру – покорила жюри не только техническим мастерством, но и особым умением находить красоту в повседневных моментах жизни. За кажущейся простотой ролика скрывается глубокая искренность и особый взгляд автора на окружающий мир.

Специально для читателей Photographer.ru мы побеседовали с Александром о его творческом пути, профессиональном становлении и источниках вдохновения. Это история о том, как детская мечта о режиссуре, поддержка близких и постоянное стремление к совершенству могут привести к международному признанию. В откровенном интервью Александр делится не только секретами мастерства, но и размышлениями о балансе между коммерческим успехом и творческой самореализацией.


– Как вы пришли в видеографию и что повлияло на выбор этой профессии?

– Всё началось во время учёбы в Краснодарском институте культуры, где я обучался на факультете режиссуры шоу-программ. Хотя основная специальность была связана с организацией мероприятий и праздников, меня всегда привлекало видео. Я даже посещал дополнительные занятия на факультете видеооператорского мастерства.

На первом курсе отец подарил мне видеокамеру, и я начал экспериментировать со съёмкой. Вскоре стало понятно, что режиссура кино интересует меня гораздо больше, чем организация праздников. Поворотным моментом стало предложение от преподавателя снять студенческое короткометражное кино. Эта работа, несмотря на то что я даже не учился на оператора, была отправлена на конкурс студенческих работ в Сочи, где в жюри был Никас Сафронов. Я выиграл этот конкурс, и это стало серьёзной мотивацией для дальнейшего развития в видеографии.

– Какие проекты и работы считаете наиболее значимыми в своей карьере?

– За 15 лет профессиональной деятельности я создал множество коммерческих проектов для различных клиентов. Однако наиболее значимыми считаю работы, созданные для себя и своей семьи. Особенно те, что связаны с путешествиями.

Долгое время я собирал материал из поездок, но не находил времени на монтаж, пока жена не сказала: «Зачем ты это снимаешь, если никогда не монтируешь? У тебя есть время для кого угодно, но только не для себя». Именно она мотивировала меня начать создавать личные проекты. Когда ты делаешь что-то для своей семьи и получаешь от них отклик – это самое ценное.

Престижный трофей конкурса HIPA (Hamdan International Photography Award), врученный Александру Цупруну за победу в категории коротких видео. Этот трофей является частью наградного комплекта одного из самых престижных и высокооплачиваемых фотографических конкурсов в мире, общий призовой фонд которого недавно был увеличен до 1 миллиона долларов США. Фото: Андрей Безукладников

Образование и профессиональное становление

– Расскажите об образовании в КГИК, как оно повлияло на профессиональное становление?

– Решение поступить в Краснодар на режиссуру было непростым. Отец был против, считая эту профессию несерьёзной, а мама поддерживала мой выбор творческого пути. Учёба в КГИК полностью изменила мою жизнь. Я понял, что режиссура – это не просто профессия, а образ жизни.

За время обучения я прошёл актёрские курсы, изучал режиссуру кино и театра, участвовал в организации мероприятий, писал сценарии, работал в цирке. Этот разносторонний опыт дал мне практические навыки, которые я применяю до сих пор.

Создание победной работы

– Что вдохновило вас в создании победной работы? Как родилась идея показать 10-летнее путешествие по разным странам?

– Главным источником вдохновения стала моя семья. Годами я собирал видео из путешествий, но они лежали без дела. Жена настояла на том, чтобы я наконец занялся этим материалом – не обязательно для публикации, а просто чтобы сохранить memories для семьи, чтобы наша дочь могла увидеть, где мы были.

Технические аспекты

– Какие технические и творческие решения были использованы при создании этого видео?

– Изначально это видео не планировалось для конкурсов – это был личный архив путешествий, снятый на разную технику: iPhone X, несколько поколений GoPro (от 6 до 11 серии), камеры Canon и Sony, иногда RED. Но главное открытие для меня – это то, что неважно, на что вы снимаете, важно, что именно вы снимаете, какой момент удаётся поймать.

Особенно впечатляющими получились съёмки на Бали – там я использовал и дрон, и профессиональную камеру. После Дубая я нигде не видел такого количества зелёных оттенков, эта локация очень сильно вдохновила меня.

Подход к созданию короткометражных видео

– Как вы подходите к созданию короткометражных видео?

– Сейчас короткие видео, Reels захватывают интернет. Главный принцип – видео не должно начинаться скучно. В моей работе первые 5 секунд показывают около 4 стран, это сразу захватывает внимание. Если зритель не выключил видео через первые 5-10 секунд, значит, вы его заинтересовали.

Второй важный момент – музыка. Для меня это отправная точка творческого процесса. Я сначала нахожу музыку, долго её слушаю, чувствую, какая картинка ложится на неё. Сначала делаю аудиодорожку, затем подстраиваю под неё визуальный ряд.

Разворот Александра Цупруна в каталоге HIPA 2024 «Устойчивость». Фото: Андрей Безукладников

О технологиях и правах

– Как вы работаете с нейросетями и авторскими правами на музыку?

– Нейросети я использовал только для создания voice-over, так как у меня не очень хороший английский. Пришлось перепробовать около 10 разных голосов, чтобы найти подходящий. Что касается музыки, я использовал композицию Райана Таубера, купив лицензию на Musicbed. Этот трек ждал своего момента в моей библиотеке около 5 лет.

Баланс между коммерческим и творческим

– Как вы находите баланс между коммерческими проектами и творческими работами?

– Первые 10 лет в Дубае (Александр живет в Дубае – А.Б.) я занимался исключительно коммерческими проектами – здесь нужно постоянно работать, чтобы поддерживать определённый уровень жизни. Сначала я заработал репутацию как надёжный профессионал, расширил компанию, нанял сотрудников. Теперь коммерческие проекты занимают 50% моего времени, а остальные 50% я могу посвящать творчеству.

Техника vs эмоции

– Что для вас важнее в работе – техническое совершенство или эмоциональная составляющая?

– Однозначно эмоциональная составляющая. Нужно делать от души и для души, проверять реакцию на своих близких. Если работа искренняя, эмоциональная составляющая перекроет любые технические недостатки. Конечно, профессиональные навыки важны – за годы работы монтаж стал для меня автоматическим процессом, что позволяет сосредоточиться на главном: управлении эмоциями зрителя, создании моментов, вызывающих мурашки, слёзы или улыбку.

Советы начинающим

– Сейчас любая камера, даже телефон, снимает достойно. Главное – практика. Просто берите и делайте, не думая сразу о заработке. Создавайте что-то, чем ваши дети смогут гордиться через много лет. Я только начал свой творческий путь, пусть с маленьких видео для соцсетей, но надеюсь не останавливаться. Моя следующая мечта – создать художественное короткометражное кино.

Каждая маленькая победа мотивирует – будь то студенческий конкурс или одобрение отца. Главное – мечтать и не бояться пробовать.