Представляем фотографический проект Музея Архитектуры им. Щусева - 24.
СЛАЙД-ПРОГРАММА
Фотопрограмма "24" - кураторский проект Юрия Аввакумова - простая модель прогрессивного музея с постоянно ротируемыми экспозициями и регулярно формирующимися фондами. "24" - это выставка из 24-х фотографий современного фотографа, архитектора или художника, посвященная искусству архитектуры, в первом зале анфилады Музея Архитектуры на Воздвиженке. Каждый четвертый вторник месяца - открытие очередной экспозиции. Четыре фотографии пополняют архив музея, четыре открытки - музейный киоск.
Юрий Аввакумов - архитектор, художник, дизайнер. Понятие Бумажной Архитектуры, введенное в искусствоведческий словарь Юрием Аввакумовым, вошло в историю архитектуры, равно как и историю современного русского искусства как жанр концептуального проектирования в СССР 80-х гг.
Самую полную электронную версию проекта вы можете увидеть здесьЮрий Аввакумов - РаЗНое
27 июня - 23 июля 2000
Выставка "РаЗНое" иллюстрирует интерес Юрия Аввакумова к конструктивистской фотографии с одной стороны, и к городу как сложному средовому организму, с другой. В фотосюжетах, которые он предпочитает, так же как и в его архитектурных/художественных проектах есть строительные леса и краны, лестницы и заборы, троллейбусные провода и рекламные надписи, инженерные конструкции и памятники истории, стены и мосты. Знаковые, типологические или исторические культурные слои вместе образуют живую городскую ткань, узелки которой и попадают в объектив фотографа/архитектора. Рост (стройка) и старение (руина) равновеликие процессы жизни города.
Илья Уткин - Меланхолия
25 июля - 23 августа 2000
"Разрушенные дома и церкви, месиво опрокидывающихся балок и перекрытий, слои облупившейся штукатурки, ямы, груды битого камня, земли, опавшей листвы, мертвые деревья. Весь тлен ушедшей и уходящей жизни предстает перед нами как напоминание- "memento mori". Классическая тема классического искусства, интерпретированная архитектором. И вот здесь-то возникает иной срез восприятия этой бескрайней "Руины", отражающей в сконцентрированном виде архитектурную философию этого необычного мастера. Как пишет Уткин, "меланхолия - состояние творческое" ( Н. Душкина).
Игорь Пальмин - Русский модерн: Подробности
22 августа - 24 сентября 2000
"Глаз Пальмина любовно и детально ощупывает архитектуру и живущие в ней предметы. Чувствуется, что это не первая встреча, а давнее прочное знакомство, постоянные возвраты, которые на самом деле никогда не повторяются..." (Анатолий Стригалев).
"Идея здания, заложенная в проекте, мысль архитектора, предшествующая реализации, незримо присутствовали в объектах, перед которыми я устанавливал треногу с камерой" (Игорь Пальмин).
Юрий Пальмин - Чертаново
26 сентября - 22 октября 2000
"Жилой район Северное Чертаново - геометрическая утопия советских проектировщиков, построенная по последним доступным в 70-е годы технологиям. В минималистских фотографиях Пальмина сегодняшнее Чертаново - потерянный рай без единого обитателя. Декларируя подчиненную роль архитектурного фотографа, всего лишь следующего замыслу архитектора, Пальмин изображает чистую форму, но фотографическая техника у него обретает свойство нейтронного оружия. Люди из его рая изгнаны навечно, а вот форма (из бетона, стекла, металла) доживает последние дни. Она умирает на наших глазах, подчиняясь времени и природе. Вряд ли кто-то вздумает ее любовно подновлять, пожалеет, когда ее не станет. Раю не нужны были обитатели, людям не нужен временный рай." (Юр. Аввакумов)
Борис Томбак - Б. ИЛЛЮЗИЯ
24 октября - 26 ноября 2000
"Фотографии современной архитектуры напоминают актерские карточки для кинокастинга. Режиссеру они нужны для отбора подходящего актера на роль в будущем фильме. Их главное качество - прикладная нейтральность. Того же качества требуют от архитектурного фотографа его клиенты - архитекторы и дизайнерские журналы. С той только разницей, что у режиссера фильм-творчество с актерских карточек начинается, а у архитектора творчество-строительство журнальными картинками заканчивается… Фотограф Томбак никогда не снимает карточек, он сразу делает кино. Великую иллюзию. Большой стиль. Бывшую Утопию. Третий Рим. Забытую мечту. Выставку достижений. Съемка - павильонная". (Юр. Аввакумов)
Александр Ермолаев - ФРАГМЕНТы 58/00
28 ноября - 24 декабря 2000
"Sasha Ermolaev - художник (свои живописные и фотографические работы он подписывает инициалами SE). Александр Ермолаев - архитектор-дизайнер строгих творческих правил. Ермолаев Александр Павлович - институтский профессор со своей школой. Ермолаев троится. Так же как фотография, по наблюдению Роланда Барта в знаменитой 'Camera Lucida', делится на действия Operator'a, Spectrum'а и Spectator'а, так Sasha Ermolaev - фото 'делает', Александр Ермолаев - 'претерпевает' и Александр Павлович вместе с учениками - 'разглядывает'. Разумеется, 42 года назад, когда Ермолаев впервые взял в руки камеру, никакого деления на три не было. А тем, кто знаком с его творчеством комплексно, известно ощущение, что Ермолаев не ищет, а давно все нашел, когда каждый новый кадр - еще одно зримое подтверждение старой отработанной и эффективно работающей творческой концепции. Что Ермолаеву неинтересна магия фотографии, как неинтересна природа символичного, а живет он в первобытной природе материального. Что образы, фиксируемые фотокамерой, по его выражению 'бессюжетные, нелепые, случайные, минимальные', находятся не вне Operator'а, а в нем самом, как будто он и есть 'род небольшого симулякра', то есть Spectrum. И в таком случае тем более интересно, что отбирает для постороннего разглядывания Ермолаев-Spectator". (Юр. Аввакумов)
Сергей Леонтьев - БАШНЯ
26 декабря 2000 - 21 января 2001
"Леонтьев фотографирует, как будто хокку, нерифмованные трехстишья, пишет. План, объект, деталь. План - окрестности Останкино, объект - телевизионная башня, деталь - чаще всего здесь вылетает птичка. Пишет, то есть фотографирует Леонтьев просто и изящно. Укиё, плывущий мир, окружающий башню, напоминает нам о знаменитых видах горы Фудзи.
Меняется мир - не меняется башня". (Юр. Аввакумов)
Игорь Мухин - МОСКВА light
23 января - 25 февраля 2001
"Принято считать, что архитектурная фотография должна быть статична. Без людей в кадре. Фотограф Мухин умеет фотографировать неподвижные объекты (см. его Скамейки и Монументы). Но он с легкостью снимает и дискотеки, т.е. пространства динамические. Каким, собственно, и является город, если не ограничивать его изучение библиотечными знаниями.
О фотографиях Мухина из серии Москва Light можно сказать словами из учебника физики – это электромагнитные поля, в которых ''обнаруживается существование, движение и взаимодействие заряженных частиц'' – людей и огней большого города. Движутся люди, молодые и старые, влюбленные и не очень, модные и нет, вспыхивают огни фонарей, фар, прожекторов, окон и рекламных вывесок – крутится, искрясь, динамо-машина города-гиганта, преобразуя механическое движение в энергию света, чудным образом оставляющего следы на заряженной этой же энергией фотопленке Игоря Мухина." (Юр. Аввакумов )
Валерий Орлов - Закрытый Город
27 февраля - 25 марта 2001
