Российские провинциальные города, в том числе крупные культурные и промышленные центры, до сих пор не догадываются о бесконечности количества ролей, которые могут играть фотоизображения. Даже профессиональным фотографам, не говоря уже о простой публике, зачастую неизвестен элементарный перечень прикладных областей в профессии. Они затрудняются в классификации жанров, поисках путей примения своих навыков — проще говоря, лишены профессионального общения и столичного информационного потока. Это у нас в Москве люди уже с ног сбились ходить на фотографические выставки. Поэтому в какой-то мере наличие в городе крупного фотофестиваля дает публике возможность ПРОзреть и узнать, какое место фотография занимает сегодня в мировой иерархии культурных ценностей.
С другой стороны, мы здесь, в Москве никогда не пытались собрать фотографов по территориальному признаку, например, разобраться, какие ниши заполнены в регионе Поволжья, а какие плавают, какова реальная расстановка сил по жанрам. Именно эту задачу и призван выполнять фестиваль — устроить смотр лучших поволжских фотографов и дать им возможность посмотреть на себя со стороны рядом с именитыми москвичами, питерцами и иностранцами. Таким образом, мы (редакторы, кураторы и интересующаяся публика) имеем возможность уЗРЕТЬ фотографический потенциал региона.
Экспозиция вятского фотографа Андрея Дроченкова
Ядро фестиваля составили блоки работ фотографов городов Поволжья – Йошкар-Олы, Чебоксар, Кирова, Нижнего Новгорода. Сергей Чиликов (Йошкар-Ола), Георгий Пойлов (Киров), Станислав Яворский (Нижний Новгород) совершенно гармонично вошли в компанию Андрея Чежина, Виты Буйвид, АЕС, Александра Китаева, Семена Файбисовича, Владика Мамышева-Монро и Татьяны Либерман, а также Ричарда Пэйра или Антуана Д'Агата (Agence Vu).
Единственное, что вызывает уныние, - неординарная фотожурналистика почти исключительно представлена москвичами Олегом Климовым и Игорем Мухиным. Выставка последнего - уникальный опыт документального фотопроекта о городе, снятого специального для фестиваля при поддержке генерального спонсора.
Почему такой фестиваль смог состояться именно в Нижнем Новгороде?
Для знакомых с историей российской фотографии – ответ известен. Здесь жили Михаил Дмитриев и Андрей Карелин, пионеры российской фотожурналистики (или документальной фотографии?), здесь между прочим был открыт первый музей фотографии. Немаловажную роль играет и любовь поволжского федерального округа к актуальному искусству, каковым является фотография (вспомните фестиваль “Культурная столица» Поволжья).
Фестиваль находится в стороне от столичных интриг и просто ежедневных забот, которые так мешают в Москве цельному восприятию практически любого события, растянутого во времени. К тому же проводится в относительно благоприятных финансовых условиях ( в отличие от «Фотомарафона»), при поддержке Автобанка, Фонда Сороса, Фонда Форда и Нижегородской ярмарки. И имеет под собой крепкую интеллектуальную основу в лице Государственного центра современного искусства, известного своей деятельностью в области современной архитектуры и изобразительного искусства, и не испытывающего проблем в общении практически с любым фотографическим учреждением мира (в смысле незапятнанности репутации и хорошего арт-менеджмента).
Экспозиция галереи ФотоImage, С-Петербург
«PRO зрение» имеет все шансы превзойти московское Фотобиеннале по чистоте задач и выстроенности идеологии, уровню работы с авторами (!) и организациями при условии, что у фестиваля расширится географический охват выставок из России и будет доработана программа (в этом году состоялся только один день слайд-показов и трехдневный семинар для журналистов, пишущих о фотографии). Но, конечно, вряд ли превзойдет его по бюджету или раскрутки.
Арт-директор фестиваля Любовь Сапрыкина
А откуда у фестиваля такое название? Арт-директор фестиваля Любовь Сапрыкина однажды задумалась об увеличивающемся с каждым днем присутствии фотографии в современном искусстве и решила, что стоит сделать фестиваль про фотографическое зрение... Конечно, стоит.
Статья опубликована в журнале Foto&Video, март 2002