Дмитрий Соколов. Из проекта "Маски и лица", 2001. Нижний Новгород
2-й Международный фестиваль "Pro Зрение" представил нижегородским зрителям 54 выставки на площади в 4000 квадратных метров. Самые известные московские и питерские проекты последнего года, широкий спектр провинциальной фотографии, иностранные экспозиции из 11 стран: все уместилось в первом павильоне Нижегородской ярмарки.
Фотопавильон на Нижегородской ярмарке существовал с 1896 года. Там выставляли современные снимки и работало ателье. "Pro Зрение" возвращается к давним местным традициям. Инициатор и основной организатор нового фестиваля - Государственный центр современного искусства (нижегородский филиал).
Зритель проходил посередине между землей и небом. С одной стороны коридора на стене - переплетения проводов (собственно "небо" равномерно отсутствует: оно нейтрально, как серый фон). С другой стороны - "земля", точнее, асфальт, еще точнее - следы, навсегда оставленные на нем: треки шин, отпечатки подошв, озерко краски, пятна и потеки, крышка от пива "Золотая бочка", впечатанная навеки в мостовую. Спецпроект Файбисовича "Небо - земля" был создан специально к фестивалю. Новое небо и новая земля. Индустриальные. Горьковские.
70 лет автозаводу. И 70 - авиазаводу. Праздники двух промышленных гигантов - на носу. Фотофестиваль остался в стороне от юбилея авиаторов, но не смог пройти мимо ГАЗа.
Открытия - самое приятное, что можно сделать на региональных фестивалях. "Полвека с камерой" - выставка Николая Добровольского. Именно его снимки, отпечатанные со старых негативов из газовского музея - специально к ярмарке, - открывали вход в ее фотопавильон. Всю жизнь Добровольский проработал собкором заводской многотиражки, он же снимал машины для рекламы. Уникальность - в теме: советский агитпроп хорошо изучен, но рекламная съемка времен СССР до сих пор terra incognita.
Станислав Яворский. Из проекта "Гуммиарабик", 2001. Нижний Новгород
"Леваки" на "Волгах" известны в Москве как самые тупые и жадные из водил: они всегда просят больше и возят хуже. Исторический исток их социального поведения лежит, конечно, в советской технической мифологии, проевшей мозги автолюбителей до самой кости. Валерий Чкалов катался по городу Горькому на авто местного производства (это видно по снимку Добровольского). От пропаганды - герой ("знатный летчик"), от рекламы - машина ("лучшая советская"). Не хватает только слогана: будь героем - купи "газик". Советская пропаганда рекламировала образ героя. Советская реклама пропагандировала героический предмет. Не просто "ЗИМ", но "ЗИМ" на Ай-Петри" (1952) - поперек горного ручья, на неведомой высоте. Не просто кабриолет, но "ГАЗ-61", штурмующий лестницу - вверх! - на снимке 1939 года. Так пропаганда плавно переходила в рекламу.
Александр Сокуров начинал с фильмов про лампочку Ильича и доблестный труд. Дело было в Горьком. Он работал помощником режиссера Юрия Беспалова, иногда - его сценаристом. "Люди. Огонь. Металл" (ассистент - Сокуров): в кадре - героическая плавка. Беспалов часто брал готовые кадры и использовал застывшее изображение в документалистике. "14-летний электросварщик Леша Ялов играет в чехарду" (1944) - снимок, представленный "Pro Зрением" дважды: на стенде Добровольского и на выставке "Из архива Горьковской киноредакции". В экспозиции висели раскадровки беспаловских фильмов. Так кино вернулось обратно - к фотографии.
Нижегородская фотошкола известна давным-давно. Андрей Карелин и Максим Дмитриев были знамениты не только в царской России - по всей Европе гремела слава двух поволжских мастеров светописи. Свой первый фестиваль волжане начали в прошлом году с выставки "Хиты нижегородской фотографии". Но на втором "Pro Зрении" местный патриотизм уступил место здоровому интернационализму. А с репортажной фотографии акцент смещен на художественную. И правильно. Художники-фотолюбители работают ярче завзятых профи.
Поволжская фотошкола XIX века была посильнее московской. По масштабу второй фестиваль "Pro Зрение" приближается к разрекламированным московским фотобиеннале, а по экспозиционной организации уже превосходит их. Новое дыхание светописи в Поволжье.
Нижний Новгород-Москва