В Москве весна. Потянуло сыростью и фотографией. Самые яркие авторы, и самые безусловные авторитеты представлены сейчас на выставках в Москве. Игорь Мухин. Владимир Куприянов. Павел Киселев. Вадим Гущин.
От одновременного присутствия на московских выставочных площадках этих почти легендарных имен захватывает дух. Вот так, вне дней и месяцев, посвященных и приуроченных тому ли, что денег дали или тему объявили, можно посмотреть фотографию.
Игорь Мухин. Москва Выставка Игоря Мухина в Московском доме фотографии хоть и названа частностью — всего лишь «Москва-Париж», по размаху претендует на классическую монографию автора, которого восхваляли все, кто только мог, автора, которого увенчали в печати всеми возможными титулами, от «яркого выразителя» до «злого гения». Игорь Мухин, действительно, культурный герой нашего времени. Может быть, времени уже уходящего: еще немного и в интернете его персону потеснит другой герой с тем же именем — спортсмен, футболист, красавец, на двадцать с лишним лет моложе того, первого и великого. Фотограф Игорь Мухин в фотографии больше пятнадцати лет. История российской фотографии этих лет утонула в его объективе и отразилась в его биографии. Вы вспомните любую из заметных фотографических группировок или выставок этих лет — и вольно или невольно — Мухин был с ними связан. Вы решите проверить крупные западные собрания на присутствие в них работ современных авторов из России, и если там нет работ Черкашиных или Михайлова, то наверняка есть Мухин. При всей яркости его пребывания на отечественном
Игорь Мухин. Москва
Выставка в Доме фотографии представляет снимки, сделанные в Париже — во время поездки Мухина-стипендиата мэрии французской столицы в 1999 году, в Москве — до и после Парижа. Рядом представлены фрагменты старой серии «Фрагменты», ставшей, как и «Монументы», «Скамейки» Мухина классикой отечественной концептуальной фотографии конца
В одном из маленьких закоулков сети залов МДФ можно обнаружить цветные фотографии Мухина. В последнее время он много работает в цвете — тому свидетельство его выставка о Нижнем Новгороде, показанная там на фестивале PROзрение этой зимой. Как и в новгородском проекте, в московских цветных фотографиях цвет становится вещественным, обретает плотность, фактуру, играет уже заглавную роль. И стены московских подземных переходов, выкрашенные зеленой масляной краской, становятся зеленым, который остается в памяти, как запах времени. К сожалению, на этой выставке цвет Мухина — случайная проговорка устроителей выставки, ненужная ни их концепции — черно-белых Парижа и Москвы, ни зрителям: одним глазком дали подглядеть цветную красоту, а больше
Игорь Мухин. Москва
Мухина в МДФ сейчас целых шесть залов. Помните выставку фотографа в Музее архитектуры, в проекте 24? Тогда каждый писавший о выставке смаковал общее настроение и каждую фотографию. Сейчас в лавине фотографий автора не до того. И
Игорь Мухин. Париж
Он пытается ускользнуть от определения и направления, в котором работает. Вот загадка: относится Мухин к репортажной фотографии или к
Игорь Мухин. Париж
Теми же бытийными проблемами можно вдоволь насладиться на выставке Владимира Куприянова «Описи», что в проекте «24» представляет Юрий Аввакумов. Художник и фотограф (вот спасительная дефиниция!) Куприянов снимал своды собора в провинциальном N — знаете, то, что называется у реставраторов «делать предварительную фиксацию состояния памятника». А возникли санкирь ликов и киноварь фонов, нимбы, осыпи, экспрессивные мазки — смысл чего рифмуется со смыслом «Иконостаса» Флоренского; а еще гармонирует с разбитыми кирпичными стенами зала, где идет «24», с перестуком молотков незримых строителей МДФ (прямо-таки масоны
Владимир Куприяновю Из проекта ОПИСИ
Павел Киселев, если бы был фотографом, который как художник, живет выставками, был бы признан как очень талантливый документалист и лирик. Только он знает это о себе и так. А на каждый день он — фотограф рекламы и портретист, репортер и театральный фотограф. К сожалению, его выставки проходят не часто, и старые работы присутствуют на них из раза в раз. Но для него, видимо, выставка — способ напомнить о себе как о фигуре, с устоявшимися взглядами на вещи, с отобранным портфолио, которое, как любимый фильм на телевидении показывают по праздникам, как обычно, собирая признательную аудиторию.
Там же, где проходит выставка Киселева — в клубе ПирОГИ на Пятницкой — проходит выставка Вадима Гущина. «Атрибуты искусств». Вспоминая Шардена, Гущин исследует натюрморты осьмнадцатого века из символических предметов, только, не выходя из своего времени холодного скептицизма, Гущин рассекает натюрморт на составные части, как Доктор Лектор любуется каждой из его частей, коллекционируя, ставя на отдельную полочку. Безусловно красиво. Очень фотографично. Страшно, если вдуматься, и прекрасно, особенно в интерьере и без того заполненном этими самыми атрибутами…
В Москве одновременно проходит более двух десятков выставок фотографии — если верить афишам и афишкам центральных и окраинных выставочных залов, если пройтись по корпоративным коридорам, кафе, клубам. Казалось бы, в преддверии фестиваля фотографии в конце марта город должен был замереть. Ан нет! Независимо ни от каких сценариев, фотография заполняет его пространство. Уже классическая и еще экспериментальная, талантливая и графоманская, профессиональная и в исполнении дилетантов — фотография как безусловный лидер в среде доступных массам видов творчества.