Спору нет перед нами действительно уникальное явление, человек, который уже занял свое место в истории. Но сердцу не прикажешь: в глубине души Гурски, знакомый в основном по репродукциям, казался чуть ли не шарлатаном, а коммерческий успех его снимков слишком уж тщательно просчитанным. Смущало все от манипулирования фотоизображением до нагромождений слов вокруг его работ: всматриваться и вчитываться особенно не хотелось. Однако нынешняя ретроспектива не просто создала удивительно целостное представление об авторе, но неожиданно практически полностью изменила мое представление о contemporary art в целом; после Гурски многое из увиденных ранее арт-проектов как-то трудно воспринимать всерьез. Появилось ощущение масштаба этого художника, его эстетической и человеческой мощи, а также странного для современного искусства чувства не разрыва, но вписанности в традицию причем не только постмодерна с модернизмом, но и значительно «до», вплоть до средневековья с Ренессансом. Но главным все-таки оказался отчетливый оптимизм, а также редкие по нынешним временам укорененность и отсутствие депрессии при крайней значимости и остроте затронутых модных тем вроде глобализации и всеобщей коммерциализации.
Московская экспозиция занимает 8 залов и на ней представлены все самые известные работы Гурски. Кстати, сам художник говорит, что полностью доволен помещениями и развеской: мол, для большого формата не обязательно нужны огромные музейные залы (одно время выставку планировали в ГМИИ). Ведь в сравнительно небольших помещениях можно приблизиться и перейти на другой уровень восприятия, совместить далекое и близкое, одновременно и прочувствовать величие замысла, и увидеть самые мелкие детали. Этот принцип одинаковой значимости великого и малого Гурски последовательно проводит уже в самых первых своих работах, причем на всех уровнях, начиная с техники съемки и заканчивая композицией.
Уже фотополотно «Салерно» 1984 года поражает брейгелевским (хотя коллега-искусствовед считает, что альтдорферовским), сопряжением человеческого и божественного, культурного и природного. Корабли и автомобили на переднем плане у другого автора сказали бы что-то стандартное о «власти машин», механистичности и отсутствии реальной жизни в обществе потребления, но у Гурски это только одно и отнюдь не самое главное из возможных значений. Потому что здесь есть и гордость за достижения человека, и доброта снисходительности перед его извечной слабостью, и христианское смирение, и вечная тема неба и гор на заднем плане, не близких, но и не далеких, одновременно грозной природной силы и несущей благую весть красоты вечной жизни.
С годами усложняются способы получения изображения, появляется цифра и фотошоп, но Гурски не становится менее парадоксальным. Фермы и мелкие фигурки коров («Грили», 2002) создают ощущение постпозитивистской расчерченности мира на квадратики, но от обилия деталей, как ни странно, не рябит в глазах, а линия горизонта становится встречей людского-единичного и вселенского-всеобщего. Окна шартрского собора («Готика I», 2007) величественны, но не давят этим величием, не заставляют почувствовать себя муравьем, так как эту красоту человек создал своими руками. И даже пресловутая «критика общества потребления» в снимках «99 центах» или «Прада» становится одновременно и гимном человеческой способности видеть гармонию в самых, казалось бы, тривиальных и банальных вещах и ситуациях. Гурски, кажется, вообще не вписан в традицию современного критицизма, гуманно предписывающего встать на позицию маргинала и жертвы, но при этом продуцирующего ощущение бессилия но от его отстраненной внимательности не веет холодом или высокомерием. Он примиряет с современностью, но не дает некритично ее принять, не пытается уравнять себя ни с «маленьким человеком», ни с Богом и как ни странно, видимо, всерьез любит людей.
Как все это у него получается загадка, хотя ответ, пожалуй, все-таки прозвучал на пресс-конференции: «Меня часто спрашивают почему мои работы так дорого стоят. Но я не могу ответить на этот вопрос. Когда я начинал, я не думал о том, является ли фотография искусством, сколько за это заплатят денег, и долго ли я буду этим заниматься. Мне казалось ну пара выставок, несколько лет, пока мне это интересно. Современные молодые фотографы слишком сильно, на мой вкус, изначально ориентированы на коммерческий успех. Мой совет поменьше думать о финансах и быть внимательнее. К самому себе и окружающему миру».