Несколько лет назад в Бруклине появился модный галерейный район DUMBO, что расшифровывается как Down Under the Manhattan Bridge Overpass — «Переход под Манхеттенским мостом». Этим небольшим участком земли, над которым все время гремят проезжающие по мосту поезда и автомобили, заканчивается Бруклин — с набережной можно полюбоваться водой и видом на даунтаун Манхеттена. Когда район стал преображаться и в него заселились художники, вместо бывших фабрик и мастерских появились лофты и выставочные пространства с высоченными потолками, балками и перекрытиями, оформленными на футуристический лад. Конечно же, вокруг обосновались изысканные кафе и ресторанчики, магазины дизайнерской мебели и бутики. Казалось, еще немного — и Дамбо составит серьезную конкуренцию престижной манхеттенской Трайбеке, где стоимость аренды перешагнула такую ступень, что, не будучи Такеши Мураками, человеку искусства там долго не протянуть. Однако в Дамбо вскоре произошло нечто подобное: цены на недвижимость резко подскочили вверх, некоммерческие клубы и галереи закрылись и свободные художники уехали в более дешевые бруклинские глубины. Но некоторые галереи все же выжили, выдержав конкуренцию и при этом сохранив свое лицо. Одна из таких галерей — открывшаяся два года назад PowerHouse Arena — работает совместно с известным арт-издательством PowerHouse Books, организованным в 1995 году Даниэлем Пауером и Крайгом Кохеном.
Сейчас в галерее Powerhouse Arena проходит выставка «Перемещающиеся (Смещающиеся) ландшафты» (Shifting Landscapes), вдохновленная только что вышедшим альбомом одного из ее художников, американца Кристофера Ламарка (Christopher LaMarca) «Защитники леса: конфронтация американского ландшафта и День Земли 2008». Работы Кристофера, представленные на выставке, погружают зрителя в магию лесов на северо-западе Америки и их иллюзорных защитников — людей. Тема лесов близка фотографу не понаслышке, она логично продолжает его первую специальность, полученную в Орегонском университете — эколога и биолога. Визуализация темы его исследований нашла широкий отклик — Ламарка был отмечен несколькими наградам, сейчас его работы можно видеть в журналах Newsweek, Time, Fortune, The Fader.
На этой «экологически чистой» выставке представлены взгляды известных фотохудожников на современные — природные и урбанистические — ландшафты и проблемы, с ними связанные, вроде глобального потепления, загрязнения или очищения окружающей среды. Собственно, эта черта между природой и городом очень часто оказывается размытой.
Тающие льды Гренландии на фотографиях немецкого фотографа Олафа Отто Беккера (Olaf Otto Becker) на фоне безоблачного неба кажутся каким-то чудесным видением, иллюстрацией к одной из опер Рихарда Вагнера. Эту идиллическую картину сменяют пейзажи высохших земель, заваленных мусором и уродливыми конструкциями — так увидел штат Нью-Джерси Джошуа Лютс (Joshua Lutz). Карьера этого молодого американского фотографа началась всего несколько лет назад, когда он получил сразу несколько премий от престижного издания «Photo District News». С тех пор его работы прочно обосновались в таких изданиях, как The New York Times Magazine, Newsweek, ArtNews и Time и, помимо того, были выставлены в Международном Центре фотографии в Нью-Йорке (IFC), в школе которого он и научился профессионально держать в руках камеру несколькими годами ранее.
Вице-президент некоммерческого объединения фотографов Сан-Франциско Давид Майзел (David Maisel) зафиксировал с высоты птичьего полета дорожные потоки, охватывающие пустынные территории Лос Анжелеса, а ныне живущий в Англии нигериец Симон Норфолк (Simon Norfolk) — страшные последствия войн в Ираке и Афганистане. Работы обоих фотографов можно наблюдать в музеях по всему миру.
Не менее известен шестой участник экспозиции — 53-летний фотохудожник украинского происхождения из Онтарио Эдвард Буртынский (Edward Burtynsky). За долгие годы работы он завоевал мировое признание — его фотографии можно увидеть в Национальной Канадской Галерее, Национальной Библиотеке Парижа, Нью-Йоркском музее Современного искусства. Промышленные пейзажи Буртынского шириной в полтора-два метра выполнены на ультрасовременной панорамной фотокамере. Евгений свои работы комментирует так: «Вот химический завод — это сплетение бесчисленных трубопроводов, которые, как змеи, готовы задушить человека в стальных своих объятиях, или другой, нефтеперерабатывающий… Потом, я хотел показать идола нашего времени — автомобиль. Его суть, сущность. Но как это сделать? Мучился очень долго. Меня спасла поездка на завод. Вот она — кровь этого, ставшего почти живым, населившего землю наравне с человеком автомобиля. И я показал его как символ нашего сегодня — через цех».
Можно сказать, что наше сегодня — тема экологии в Америке отодвинута темой поиска новых коммерческих форм на фоне неудержимой рецессии и прорыва на арт-рынок новых мультимедийных проектов, которые вытесняют чистые жанры на обочину. Поэтому важно не только показать правильный набор имен, но и выставить работы мастеров так, чтобы стало ясно, что мы находимся здесь и сейчас, в современном мире со всем грузом его проблем. Галерея PowerHouse Arena решила эту задачу, удовлетворив запросам критиков, снобов и своей постоянной демократичной аудитории. Если до 10 мая окажетесь в Бруклинском Дамбо, то непременно убедитесь в этом сами.