Отправляясь около тридцати лет назад в свое первое путешествие на Восток, Стив МакКарри не знал, что его юношеская страсть к путешествиям превратится в дело всей его жизни, и что ему предстоит увидеть весь мир, испытать самые противоречивые чувства, научиться слышать и видеть. Снимок афганской девочки, напечатанный на обложке National Geographic в 1984 году, принес ему признание, известность и золотую медалью Роберта Капы. Но и после этого фотограф продолжал ездить в Южный и Юго-Восточные регионы. Сегодня Стив МакКарри сотрудничает с журналами Time, Newsweek и National Geographic, рассказывая одной части мира о другой и все сильнее осознавая ту пропасть в сознании, которая их разделяет.
«Азия» — это первая коммерческая выставка МакКарри в Лондоне: для нее отобраны снимки, сделанные с 1984 по 2004 гг. в разных странах Востока (Афганистан, Тибет, Индия, Пакистан и Бирма). Портреты и пейзажи пронизаны созерцательностью, чувством цвета, близостью к модели, и отражают необыкновенное культурное, религиозное и этническое разнообразие восточного региона. Последнее обстоятельство является для Стива МакКарри тем, что заставляет его вновь и вновь возвращаться снимать в эти страны. Несмотря на то, что он запечатлел один из самых ужасающих конфликтов современности — афганский, он никогда не считал себя военным фотографом, и, по его собственному признанию, никогда не стремился делать горячие новостные снимки, напротив, его привлекала жизнь, неуемная и всегда готовая возродиться из руин, пепла и пыли.
Многие из фотографий МакКарри представляются прекрасными зарисовками, полными цвета, запахов, невероятных ощущений, словно картинки из экзотических стран. Восток действительно полон чувственных переживаний и вызывает восторг. Пристально вглядываясь, мы переключаемся с поверхности сюжета в более глубокое видение — и открываем уникальную картину человеческой истории, глобальной и личной одновременно, наполненной всеми оттенками чувств от радостных до самых горьких.
В реальном мире есть место всему — празднество соседствует с войной, а простая повседневная жизнь, наполненная молитвами и ежедневным трудом, продолжает кипеть даже там, где, казалось бы, все выгорело. Фотографические работы Стива возвращают нас к простому и древнему принципу, о котором мы часто забываем: быть благодарными за то, что у нас есть, прежде чем желать
Фотографии Стива МакКарри переносит зрителя из галереи в то место и время, когда сделан снимок. И с одной стороны, теряется ощущение фотографа за камерой, так близко человек по эту сторону снимка подходит к человеку по ту сторону, что он способен протянуть и пожать руку. С другой стороны, фотограф позволяет своим моделям проявиться насколько это вообще возможно, он превращает камеру в живой канал, через который транслируется состояние человека — и в этом отражается личность и отношение фотографа.
Долгое пребывание в странах с кардинально разными культурными и религиозными корнями привели фотографа к осознанию объединяющих принципов между людьми независимо от их различий и верований. Стив МакКарри в своих интервью и фотографиях выражает глубокое уважение ко всем культурам, с которыми соприкасается. Наиболее высоко он оценивает буддистскую философию, основанную на сострадании и осознании единства всего живого и, сравнивая ее, например, с мусульманством, часто слишком эмоциональным и непримиримым, он видит гигантскую разницу в подходе к решению как простых человеческих вопросов, так и международных проблем в двух территориально и исторически близких регионах.
Вместе с тем автор меняет наше восприятие не только той части света, которая для большинства западных людей остается загадкой, но и нашей жизни с ее излишествами, предельными скоростями, негативными эмоциями. Говорят, что лишь видя страдание других людей, мы обретаем способность забыть о своем, — и раскрыться для сострадания и сочувствия. Работы подобного уровня и силы заряда способны разрушить нашу убежденность в возможности существовать отдельно от мира, и привести нас к осознанию сопричастности и участия.
Magnum Print Room, Лондон до 17 мая 2008 г.