Современное искусство все ярче переживает новую симптоматику: впервые за много лет художники, ученые-изобретатели и фундаментальная наука говорят о взаимном интересе.
У крупных ярмарок современного искусства, к которым можно отнести и «
Среди некоммерческих инициатив важным событием стала конференция, посвященная открытию проекта «Art&Science Space LABORATORIA». Это исследовательский и образовательный центр, деятельность которого сконцентрирована на междисциплинарных художественных проектах, которые находятся на территории и передовой границе современного искусства, инновационной науки и актуальной социальной психологии. По задумке руководителя LABORATORIA Дарьи Пархоменко, проект должен реанимировать модернистские утопии и осуществить синтез искусства и науки, пересечение и диалог которых представляют собой два измерения единого процесса. Помимо конференций, объединяющих ведущих ученых и деятелей искусств, реализуется обширная выставочная программа, которая будет проходить в новом зале в центре Москвы по адресу Обуха, 3. Первая выставка, «Laboratoria. Опыт 1», откроется 3 июля 2008 года в рамках Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». «Laboratoria. Опыт 1» была сформирована на основе серии художественно-научных мастерских с участием молодых художников и заслуженных ученых, которую в
Модератор конференции Виктор Мизиано сразу же отметил, что подобного рода прецедентов (ситуаций, когда для дискуссии собираются представители точных наук, гуманитарии и художники) не было уже более пятнадцати лет. Но значит ли это, что вновь появился социальный запрос на инновацию в искусстве? Положительный ответ предполагает революционные изменения в науке и соответственно в выстраиваемой картине мира. Попыткой ответа и стало последовавшее обсуждение. Сразу можно отметить, что однозначного решения подобные вопросы не имеют. Время должно расставить все по местам. Пока же можно констатировать некую расстановку сил и само желание коммуникации, что уже ценно и диагностирует определенные процессы в обществе.
Для большинства ученых художники представляются либо как визуализаторы их научных решений, либо как дизайнеры, что предполагает подчиненное положение и неравноправное сотрудничество. Со стороны художников мнения разделились.
Так, Станислав Шурипа, разрабатывающий так называемую «эстетику систем знаний», отметил парадоксальную близость между фундаментальными науками и современным искусством, сложившуюся в начале XXI века. Например, критерий истинности, немыслимый применительно к «произведениям искусства» ранее, неожиданно вновь становится востребованным. Методология современного искусства за последние десять лет приобрела исследовательскую (порой даже живопись становится частью исследования) и наукообразную форму. И, несмотря на меньшую «объективность», как наука, так и современное искусство являются способами познания мира.
Во время дискуссии звучали и утопические призывы к художникам своим примером освободить науку от бремени работы для рынка, которая растрачивает свой инновационный потенциал на производство потребительских новинок. Гор Чахал предположил, что равноправный диалог между наукой и искусством возможно представить только с возникновением паранауки, некого эквивалента алхимии.
Вообще, как отметили многие, дискуссия вызвала мощный отклик в аудитории. По ощущениям, наверное, так должны были выглядеть конференции советских авангардистов в
Утопия всегда рождается на границе с безумием. Наверное, это правда, что утопия сегодня это не невыполнимый образ идеального общества и не капиталистический рай тотальной удовлетворенности, а скорее невозможное действие, которое мы должны совершить, чтобы продолжить свое существование.