В Москве 00 стартовало Фотобиеннале 00. Официальная дата его открытия - 15 мая, хотя в рамках Международного Месяца Фотографии уже проходит выставка «Посвящение» в «Новом Манеже» и ряд фотографических проектов в галереях города. Организаторы фестиваля в Московском доме фотографии уже давно определились с числом заветных тем показа - три. В этом году - война, Россия и молодежь. Фотобиеннале как обычно распространяется по городу тотально, напоминая имперский размах эпидемий и выборов.. «Россия. ХХ век в фотографии» - то крыло фотографического карнавала, под которым смогла уместиться выставка грандиозного масштаба - «от Пикториализма до Конструктивизма». Ее открытие стало фанфарами в честь Фотобиеннале. Вернисаж в Центре искусств на Неглинной, 14, прошел при большом стечении народа.
Если даже в течение Месяца фотографии не произойдет больше других фотографических событий, эта выставка, увы, не станет индульгенцией фестиваля, хотя ее присутствие в программе искупает многие ошибки и промахи, неизбежные при организации более чем ста экспозиций по всей столице.
Фестивальная организация такова, что устроители обычно являются «покупателями» уже готового выставочного «продукта», и лишь немногие чувствуют в себе уверенность и возможности самим продюссировать выставки и задавать темы исполнителям. Так получилось и у Дома фотографии с выставкой На Неглинной. Ее куратор - один из известнейших в Москве историков и собирателей фотографии Алексей Логинов. В его выставку включены материалы, принадлежащие как Дому фотографии, так и частным владельцам из России и зарубежья.
«От Пикториализма до Конструктивизма» - звучит гордо. Если вы знаете, что Эйнштейн - автор теории относительности, то это не означает, что ваш коэффициент интеллекта выше среднего, но, если Вам повезет, и вас не попросят объяснить суть этого самого закона, вы вполне можете сойти за человека образованного. Специфика сегодняшнего общения с фотографией в Москве примерно такова: мы уже выучили, кто является главным фотографом Великой Отечественной войны и главным фотографом-конструктивистом, но в чем их «главность» и особенности конструктивизма - нам пока не объяснили. Возможность делания фотографических выставок только на коммерческой основе, когда шумиха вокруг экспозиции окупает вложенные спонсорами средства, вероятно, ведет к тому, что на сложность внутреннего устройства выставки, устройства, от которого захватывает дух в музейных экспозициях фотографии в Лозанне и Париже, на приглашенных выставках фестивалей Роттердама и Хьюстона, - уже не хватает ни времени, ни сил, истраченных на поиски финансовой поддержки. И поэтому Что есть пикториализм и Что есть конструктивизм вы можете узнать из пресс-релиза выставки (если вы журналист и у вас есть папка пресс-релизов фестиваля), но увидеть на выставке... увы...
«От Пикториализма до Конструктивизма» представляет Имена пикториалистов Александра Гринберга, Юрия Еремина, чье творчество пользовалось вниманием в 1920-30-х годах, до тех пор пока не было уничтожено обвинениями в «мелкобуржуазном уклоизме» , представлены Александр Родченко и Макс Пенсон - фотохудожники и репортеры, соединившие в своем творчестве остроту графической композиции, ракурсность и события на стройке Страны Советов. На выставке - Александр Хлебников и Леонид Шокин - два открытия; их творчество не было известно московской публике до последнего времени. Эти Имена - вершины в тех параллельных во времени рядах пикториальной и контруктивистской фотографии, которые со-существовали в 1920-30-х годах в СССР. Но по вершинам трудно судить о всем ландшафте противоречивых и малоизученных пикториализма и конструктивизма. Впрочем, это вопросы специальные, выносимые на профессиональное обсуждение и отнюдь не умаляющие ценности выставки. Эти вопросы - лишь замечание о том, что пикториальная и конструктивисткая фотография в России - большее и иное, чем то, что сегодня висит на Неглинной.
Цель выставки в Центре Искусств - показать от... и до... - а также то, что сложилось и пришло вслед за пикториализмом и конструктивизмом - фотографический соцреализм. Увы, этого монстра советской культуры, всосавшего оба направления фотографии на Неглинной не показали (может быть и поделом, ведь соцреализм никогда не декларировал своей непосредственнй преемственности). Похоже, так пишется новая история искусства и фотографии советского времени, новые страницы не вставляются в уже написанный текст, но ими заменяют старое.
История с фотографией и музейной, и фестивальной напоминает в Москве сегодня новое построение империи - империи новых ценностей. Переписывание истории культуры (казалось, мы уже пережили это лет десять назад) на выставках с громкими названиями - знак того, как мы до сих пор меняем оценки, еще не уяснив ландшафт фотографической жизни 20-30-х.