В 1979 году критик и философ Борис Гройс написал статью «Московский романтический концептуализм» и тем самым присвоил себе символическую власть называния. Художники и критики, оказавшиеся в радиусе гройсовского излучения, тогда эту власть признали. В то же время, звонкое и актуальное название сыграло хорошую службу для признания (или хотя бы узнавания) самих художников на Западе.
С тех пор прошло уже почти 30 лет. Гройс решил напомнить миру об этих художниках (или, скорее, попасть в струю, учитывая продажи этих самых художников на ведущих мировых аукционах и ажиотаж вокруг московского романтического последних лет), а заодно подвергнуть
Напоминание происходит во франкфуртском Schirn Kunsthalle.
На выставке представлено около
Западное концептуальное искусство подвергало анализу художественные институции (музеи, галереи, фонды и т.д.) и всю систему искусства в условиях рынка. С одной стороны, подмена изображения словом имела критический смысл (под подозрением оказывалось искусство во всех своих проявлениях), с другой стороны, она позволяла (как тогда казалось) произведению ускользнуть от судьбы рыночного товара. В СССР не было художественного рынка, соответственно, и ценность произведения искусства определялась с точки зрения не рыночной, но символической экономики; решающее значение имел философский, идеологический, художественно-исторический комментарий. Поэтому объектом анализа в московском романтическом концептуализме была именно идеология.
Выставка условно разделена на две части, соответствующие двум хронологическим этапам. В первых залах выставлены работы
С 10 октября 2008 года по 11 января 2009 года выставка будет демонстрироваться в Мадриде в Fundación Juan March.