Персональной выставкой «Toy Story» Олега Доу открылся выставочный сезон в Айдан-галерее. Госпожа Салахова знакомит московского зрителя с серией крупноформатных фотографий молодого художника на фоне совсем недавно отшумевших споров о новом в искусстве и догорающих огней молодежного биеннале. В «Риджине» еще можно успеть оценить дебютировавшего в этом году монументалиста Егора Кошелева…
По положению в арт-сообществе Олег Доу свою молодость (и связанные с ней символические скидки) перерос, хотя по возрастному признаку действительно молод. Работы художника успели побывать в номинантах премии Кандинского, они неплохо продаются (если верить красным кружочкам) и просто радуют глаз. Для своей первой персональной выставки Олег Доу, не изменив товарному качеству (в формальном отношении фотографии доведены до почти идеалов прекрасного), сделал серию о детстве. На этот раз к безупречно подобранной палитре серых тонов добавились новые оттенки красного. Сюжет тоже усложнился. Все так же, как и в предыдущих работах Доу, пристально смотрят на зрителя глаза бесполого ребенка — но теперь сквозь различные стереотипные маски, обычно ассоциируемые с инфантилизмом. Здесь Буратино пускает слезу, Бэтман — невозмутим, Чебурашка — чудо в своей непосредственности (хотя все эмоциональные оттенки скорее достраиваются в уме согласно шаблону образа). Каждая маска соответствует определенному продукту масс-культурной индустрии (большая часть героев имеют кинопрототипы) и в свою очередь определенному типу социального поведения.
Лаконичность смыслового хода, положенного в основание проекта, достигает предела не только в техническом плане, но и в содержательном. Кристаллизованная банальность серии вполне могла бы соперничать со ставшей классикой улыбкой Мерлин Монро. Поверить в заявленный в пресс-релизе психологизм, якобы скрытый за двойной маской нейтралитета, весьма непросто. Доведенная до предела дигитальность почти не умещается в рамки человеческой эмоциональной сферы. Произведенные при помощи машины образы, сами имеющие чисто виртуальную природу, вряд ли взыскуют человеческого. Скорее наоборот, цифровое содержание «Toy Story» вполне могло бы претендовать на его переизобретение или вовсе забвение. Но, как известно «дух — это кость». На каждую виртуальность должен быть свой кусок мяса. Можно не сомневаться в том, что продолжающий нарождаться российский средний класс найдет требуемой для своего развития приглушенной и узнаваемой драматургии. С задачей воспитания чувствительности у подрастающего поколения выставка Олега Доу справляется великолепно.