Изобразительное искусство в Южной Корее явно находится на подъеме, его успех распространился и на фотографию.
Пэ Бьен У «Сосны»
Первым сильным впечатлением от корейской фотографии стало посещение в апреле 2008 года персональной выставки Пэ Бьен У (Bae, Bien U) в галерее GANA в Челси в
Нью-Йорке. На его фотографиях нет ничего примечательного — просто лес. Нет интриги и в названиях работ серии «Сосны». Тем не менее, впечатление от увиденного было очень сильным. Извилистые стволы деревьев, будто живые фигуры, движутся в магическом танце. Мы словно становимся свидетелями развернутого на сцене спектакля. Конечно, эффект усиливает формат работ — фотографии почти трехметровой длины. Возникают прямые параллели с традиционными живописными работами на бумаге ручного литья китайцев и продолживших эту традицию корейцев.
Сеул постоянно преображается: большие здания в городе строятся в среднем за год. Никто из моих знакомых не смог назвать точную цифру жителей в мегаполисе. Никак не меньше 10 миллионов. Арт-бизнес развивается: за прошедшие с прошлой поездки два года количество галерей выросло на 30%.
Да и вообще культурная жизнь на Востоке очень интенсивна. Осенью почти одновременно откроется несколько больших ярмарок-выставок, так что галеристам, кураторам и художникам приходится ломать голову — где лучше выставиться? В Южной Корее посчитали, что мало проводить одну Биеннале и там открываются сразу две: 7-я Биенале в Кванджу (5 сентября — 9 ноября) и 5-я Биеннале в Пусане (6 сентября — 15 ноября). Кроме этого почитатели азиатского искусства могут отправиться на 3-ю Триеннале в Гуанджоу (6 сентября — 16 ноября), 7-ю Биеннале в Шанхае (9 сентября — 16 ноября), 3-ю Триеннале в Иокогаме (13 сентября — 30 ноября) и 2-ю Биеннале в Сингапуре (11 сентября — 16 ноября).
Несмотря на общую лихорадку мировой экономики, Япония и азиатские тигры первой волны — Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также «новоявленные» тигры — Индонезия, Малайзия, Таиланд продолжают стремительно развиваться, преобразив жизнь всего региона и дав толчок развитию арт-рынка. Следует еще упомянуть демонстрирующие чудеса в экономике Китай, уже потрясший арт-рынок фантастически высокими ценами на работы китайских художников, Индию и Вьетнам. Вся эта обширная территория явно заслуживает внимания.
Большинство выставочных площадок в Сеуле показывают классиков современного искусства и представляют самые яркие имена сегодняшнего дня, не забывая и своих корейских художников, пока мало известных широкой мировой аудитории, за исключением разве что отца видеоарта Нам Джун Пайка, большую часть жизни прожившего в Нью-Йорке. При этом соблюдается вкусовая деликатность: чаще всего нет чрезмерной роскоши в интерьерах, галереи сконструированы просто, функционально и грамотно. То же касается и организации выставок.
Выставки фотографии органично вплетены в общий контекст культурного пространства южнокорейской столицы. В Корее фотография долгое время была в основном репортажной и всерьез ее не принимали. Зато в последние годы интерес к фотографии заметно вырос, и она стала соперничать с другими видами искусства за зрительское внимание.
Подтверждение тому — большая выставка Photo on Photograph в художественном музее Kumho: все его четыре этажа отданы только фотографии. Качественная широкоформатная печать, солидные рамы, разнообразие идей и сюжетов в работах семи корейских фотографов оставляют хорошее впечатление. Большинство фотографий, представленных на выставке — это не удачно пойманное и зафиксированное мгновение, а, скорее, картина с долгим процессом создания — от тщательно продуманной идеи до воплощения.
Куратор Юн Ок Ким (Youn Ok Kim) отобрал на выставку не новичков. Большинство авторов имеют помимо корейского художественного образования опыт учебы и работы в странах Европы и в США. Фотографии авторов неоднозначные, очень разные, каждый участник разрабатывает свою жилу.
Ён Ду Чжон «Location #1»
Ежегодно Сеульский национальный музей современного искусства объявляет лучшего художника года, проводя в своих стенах персональную выставку победителя. В 2007 году им впервые стал фотограф
Ён Ду Чжон (
Yeon-doo Jung). Он изучал скульптуру и историю искусства в Лондоне. Фотографией активно занимается около 10 лет. Помимо Кореи отметился персональными выставками в Испании, Токио,
Нью-Йорке — и не
где-нибудь, а в МОМА (2008) . Средствами фотографии он создает свои удивительные миры. Один из его проектов, инспирированный детскими рисунками, так и назывался «Страна Чудес». Взяв за основу рисунок, автор воспроизводил свою его трактовку, сохраняя атмосферу детской непосредственности и фантазии. Развитие темы искусственных миров реализовано в большой серии работ «Location». В теплой Южной Корее снег и лед не такое уж частое явление, и поэтому у автора они вызывают особые чувства и ассоциации. Новый проект под названием «Documentary Nostalgia» был выполнен для понедельников современного искусства в МОМА — это серия фотографий в разных искусственно созданных пространствах.
Сын Ву Бэк
Обыгрывание темы реального и искусственного — это тема другого участника выставки —
Сын Ву Бэка (Seung Woo Back). На выставке в Сеуле были показаны его работы из двух проектов — Real World -I, 2004 и Real World -II. Первая серия фотографий сделана в парке Aiinsworld, где моделями воспроизведены многие знаковые объекты разных стран: Пизанская и Эйфелева башни, греческий Парфенон, римский Колизей, Статуя Свободы, часть Манхеттена с несуществующими уже «Близнецами» и забирающимся на Empire State Building Кинг-Конгом и т.д. Есть даже собор Василия Блаженного. Так что не нужно уже ехать ни во Францию, ни в Италию или Америку. Можно прийти в парк сделать памятные фотографии «на фоне».
На фотографиях Сын Ву Бэка нет туристов, они безлюдны. Его «Реальный мир» на самом деле сюрреалистичен: мы видим собранные в одном месте и детально воспроизведенные знаменитые памятники архитектуры. Географические границы как бы не существуют, хотя на заднем плане видна стандартная застройка жилых кварталов Сеула, так что мы не сразу, но понимаем, что на фотографиях не коллаж. Это реальная съемка нереального. Что происходит с людьми, когда они, наконец, увидели то, о чем давно мечтали? Оправдались ли их ожидания? Изменилась ли от этого их жизнь?
Вторая серия фотографий «Real World -II» оставляет ощущение нарастающей тревоги. На этих фотографиях тоже нет людей. Для съемки выбрано темное время суток, подкрепляющее тревожное настроение. Места съемки — пустынный двор, выхваченная светом из темноты телефонная будка, подземная автостоянка и т.д. Персонажи на этот раз присутствуют — это почти невидимые сразу фигурки оловянных солдатиков, выполняющих какие-то военные операции. Безобидные в детских руках, на фотографиях они выглядят угрожающе. Невольно думаешь о непредсказуемости нашей жизни, когда военные конфликты постоянно возникают в разных уголках мира. Да и сама Корея, разделенная демилитаризационной зоной на Северную и Южную, живет в постоянном напряжении. Вспоминается мой первый приезд в 1996 году, когда миниатюрная северо-корейская лодка с диверсантами вторглась в воды соседа и села на мель. Вся Южная Корея была тогда поднята на ноги, чтобы изловить врагов, и операция по их пленению продолжалась больше недели. Закончилась, кстати, трагически: поймать диверсантов так и не смогли, почти все они покончили жизнь самоубийством.
Сён Вон Вон,
Из серии «Идеальные комнаты»
Сён Вон Вон (
Seoung-Won Won) — мастер цифровых коллажей. Для проекта «Идеальные комнаты» он по заказу своих друзей то запускает в дом горный ручей, то устраивает в квартире фруктовую лавку (стоит протянуть руку — и вот тебе на полках самые разные фрукты и овощи), то посреди комнаты устроит небольшой водоем, в который с кровати можно опустить ноги. В общем, художник резвится и выполняет любые самые сказочные пожелания. В «идеальных комнатах» почти нет стен, они свободно отрыты в окружающую их природную среду. Недавний проект Сён Вон Вона «Завтра» тоже полон оптимизма и фантазии. В новой серии его ярких коллажей его друзья и родственники разместились в искусственно сконструированных ландшафтах, основой для которых стали фотографии, сделанные во время отпусков.
Хён-Ду Пак
Постановочной фотографией занимается и Хё
н-Ду Пак (
Hyun-Doo Park). Правда, романтики и оптимизма в его работах нет, его излюбленные темы — криминал, насилие и смерть.
Трупы лежат на лестнице эскалатора в метро, на пустынном пляже, приставлены к стенке тупика и прикрыты газетами, плавают в бассейне.
Легко считываются кинематографические источники, возможно инспирирующие автора на создание его работ. Видно, что жертвы не настоящие. Что скорее это игра и предостережение.
Мён-Хо Ли «Дерево #1»
Если по фотографиям большинства авторов трудно определить их национальную идентичность, то в работах Мё
н-Хо Ли (
Myuong-Ho Lee) явно чувствуется Восток и восточная философия. Незамысловатая на первый взгляд концепция реализуется непросто и затрагивает важные вопросы: в качестве объекта съемки выбирается дерево, однако, оно искусственно «вырезается» из общего пейзажа и рассматривается в качестве самостоятельного объекта, искусственно созданной живой картины. Молодой корейский фотограф исследует созерцание и связи объекта с окружающей средой. Что вообще может считаться искусством?
Еще один участник выставки До Гюн Ким (Do-Kyun Kim) снимает архитектуру и Hi-Tec интерьеры, очень напоминающие фильм «Куб» канадского режиссера Винченцо Натали.
Менее внятен Хён-Гын Пак (Hyung-Geon Park): фактурные стенки мы уже видели в большом многообразии. Кто их только не снимал. Хотя и здесь окончательное оформление распечатанной большим форматом фотографии в хорошую раму создает иллюзию серьезной работы.
Я побывал и на совсем другой выставке фотографии, посвященной жизни морского порта, — где можно было в избытке увидеть однообразные кадры с кранами, пароходами, окрашенными в яркие цвета контейнерами. Эта выставка своими кислотными цветами напомнила московскую «Россия из окна поезда» и была интересна разве что разнообразием форматов и материалов, на которых были распечатаны фотографии. Явно чувствовался «социальный заказ». Оказывается, такое бывает не только у нас в России.
Фотография, как и другое искусство, довольно активно продается и покупается. На вопрос о покупателях мне ответили, что чаще всего это — крупные компании, банки и … больницы! — частные, естественно. Покупки рассматриваются серьезными покупателями не только как часть дорогих интерьеров, но и как инвестиции. Практически все крупные корейские галереи работают не только с живописью, скульптурой, графикой, но и с фотографией. Например, среди авторов галереи GANA, помимо Кореи (Сеул, Пусан) имеющей филиалы в Нью-Йорке и Париже, есть несколько фотографов: уже упоминавшиеся выше Пэ, Бьен У и Сын-Ву Бэк, а также Чжон Ми Юн (Jeong Mee Yoon).
Чжон Ми Юн
Из Серии «Голубое и розовое»
Проект «Голубое и Розовое» (Pink & Blue), благодаря которому
Чжон Ми Юн приобрела известность, возник в результате ее наблюдений за детьми. Она обратила внимание, что ее
5-летняя дочь любит розовые вещи. В результате дома скопилось большое их количество: одежда, куклы, книжки, розовые медведи и слоны, пластиковые игрушки и т.д. Художница оформила из них целую комнату — царство розовых вещей с королевой — своей дочкой посреди этого царства. Расширив свои наблюдения, Чжон Ми обнаружила, что это целое явление, причем довольно распространенное. Она знакомилась с людьми, покупающими розовые вещи в магазинах и на уличных лотках, вовлекая их в свой фотографический проект. Так сложилась большая серия таких фотографий. Позднее она подобным образом сделала аналогичную «Голубую» версию для мальчиков, и весь проект был с успехом показан на персональных выставках в Сеуле,
Нью-Йорке и в Европе. Чжон Ми Юн продолжает свои изыскания по поводу отношений разных людей к разным цветам. Незамысловатая на первый взгляд идея оказалась глубже, так как помимо цветовых предпочтений в ней легко читаются проблемы, связанные с консюмеризмом и глобализацией — такими типичными чертами современного общества.
Ин Сук Ким «Гранд Отель»
Корейцы активно осваивают не только Новый Свет.
Ин Сук Ким (In Sook Kim) уже давно живет в Дюссельдорфе. Глядя на ее фотографии с трудом можно представить, что они сделаны кореянкой. С 2001 по 2006 гг. Ин Сук Ким училась в Германии у известного немецкого концептуального фотографа Томаса Раффа (Thomas Ruff). Центральным действующим лицом ее фотографий «Обед» и «Аукцион» является женщина — плод мужских мечтаний, объект вожделения, купли и продажи. В той или иной степени эта же тема получила развернутое решение в «Гранд отеле» — серии из 66 фотографий. Каждая фотография — это небольшая новелла, рассказ о том, что происходит или может происходить в номере отеля. Художница выступает в роли подглядывающего. «В мои задачи, как художника, не входит интерпретация или критика происходящего. Я просто смотрю», — говорит автор. Каждый отдельный сюжет разыгрывается в продуманной до деталей декорации. На роль актеров приглашены друзья из ближнего круга. При этом она даже не считает себя фотографом, а фотография была выбрана ею как оптимальный инструмент для реализации идеи. В одном из интервью ее «Гранд Отель» сравнивают с фильмом Вонга Карвая «2046», где события тоже разворачиваются в номере отеля. Не отрицая возможной связи своих работ с этим фильмом, Ин Сук Ким говорит, что если фильм — это роман, то фотография — это короткая поэма. Нам предлагаются невеселые поэмы, объединенные общей темой несчастья и одиночества: в одной из комнат фиксируется убийство, в другой
кто-то сам лезет в петлю. Даже в тех комнатах, где происходят разные эротические игры, не чувствуется радости жизни. Впрочем, кто сказал, что жизнь предназначена только для счастья…
Вообще, я надеялся пройтись по студиям корейских художников и фотографов, но опекающие меня корейцы пошли другим путем: президент ассоциации галерей Сеула г-н Чхан Гю Ву организовал встречу с владельцами и кураторами самых известных галерей города. Некоторые из них имеют филиалы в Нью-Йорке, Токио, Лондоне и Париже. На эту встречу все пришли не с пустыми руками: каждый принес каталоги «своих» художников. Так что загрузили меня по полной программе. Домой я вернулся с большим 30-килограммовым чемоданом книг. Каталоги очень разнообразны по дизайну, сделаны со вкусом, на хорошей бумаге. Некоторые — просто шедевры полиграфического искусства. В процессе общения выяснилось, что у корейцев большой интерес к тому, что происходит в России и в Москве: какие бывают выставки и ярмарки? что представляет собой русское современное искусство? Как мы практически ничего не знаем о современном искусстве Кореи, так и они о нашем.
Ми-хе Шин
Из Серии «Натюрморты»
Но мне все же удалось побывать в нескольких студиях: у участницы
2-го новосибирского международного фестиваля фотографии «Другое измерение»
Ми-хе Шин (
Mi-he Shin) и у знаменитого Атты Кима.
Ми-хе Шин недавно вернулась в Корею из Америки, где училась, а потом успешно работала как фотограф и даже оставила свои работы в коллекциях нескольких американских музеев. Конечно, большинству наших фотографов такие возможности и не снились: в студии просторно, можно заниматься студийной съемкой, для которой есть все необходимое, и просто жить там. Все под рукой — несколько сканеров, компьютер, естественно подключенный к Интернету, dark room, и т.д., и т.п. У зарубежных фотографов все более привычной становится съемка на пленку с последующим сканированием слайдов, хотя
кое-кто уже полностью перешел на цифру.
Одной из основных ее тем являются «Рукотворные ландшафты», хотя это не чисто индустриальные пейзажи, а скорее поиск интересных композиций и цветовых соотношений. Любимый художник — Марк Ротко. Есть даже посвященная ему серия работ. Мне, как бывшему океанологу, близка ее морская серия, отснятая в Сан-Франциско. Ми-хе печатает фотографии самого разного формата: от привычных нам стандартов 40 х 60 см до огромных листов. Надо сказать, что формат, как и у живописцев, играет важную роль в восприятии. Когда видишь фотографию размером, скажем 2.5 х 2.5 м — это впечатляет! Среднего размера работа (120 х 150 см) оценивается ею в $6000. Не думаю, что работы уходят, как пирожки, но что-то покупается.
Атта Ким — это уже другой сюжет для отдельного разговора.