Иногда я люблю листать Атлас облаков, погружаясь в бесконечные вариации Altocumulus undulatus, Stratocumulus и им подобных. Наблюдения за небесной изнанкой вполне могут соперничать по философскому эффекту с наблюдениями за звездным небом. Вариаций умопостигаемых форм в этом случае гораздо больше. К тому же облака
Если оглянуться вокруг, то облака окажутся самыми архаическими элементами нашего повседневного окружения. Вряд ли они изменились со времен образования Земли, чего не скажешь о растительном мире и, тем более, о человеке. Даже цвет неба менялся в зависимости от количества кислорода в атмосфере, облака же остались прежними, постигнув секрет изменяться, оставаясь неизменными.
Лежащая перед нами книга Ричарда Мизрака — на первый взгляд не что иное, как подробнейший атлас облаков или метеорологическая энциклопедия. Думаю, что даже дотошный исследователь воздушных фронтов найдет в ней немало для себя интересного. Однако, не все так просто.
Ричард Мизрак — один из представителей «нового топографического» (New Topographics) направления американской фотографии, зародившегося в середине
После переезда с семьей в Беркли — один из пригородов
Постепенно в результате этой многолетней мультиэкспозиции перед зрителем-читателем выстраивается не череда отдельных закатов-рассветов, туманных и солнечных вечеров одного из красивейших мест земли, а некий портрет вечности, нарисованный красками цветовых переливов в облачных толщах над
Только небо, только облака. Страница за страницей — как волна за волной на берегу океана. Без боязни повтора и плагиата. Честная лабораторная фиксация временных состояний, из которых как из кирпичиков слагается вечность. От картинки к картинке незначительные изменения цвета, освещения, строгая графика самолетных следов в небе, огни проплывающих катеров создают плотную ткань событий, укладывающихся в сложный узор фотоизображения. От этого каждая фотография сама становится визуальным текстом или даже неким посланием, понять смысл которого нам еще предстоит. Каждое из этих происшествий многократно важнее иных псевдо-событий, осаждающих наше сознание в нашей ущербной реальности.
Аналогичными штудиями занимались многие художники прошлого. Достаточно вспомнить Клода Моне с его «портретами» лондонского парламента в разное время суток. Вероятно, изображение одного и того же предмета в разных условиях среды — позволяет художнику, перешагнув случайность физических форм, прикоснуться к более сложным материям цвета и времени. Модель и художник неподвижны, как компоненты некой
Кажущаяся простота и нарочитая отстраненность пейзажных фотографий может отпугнуть любителей «живой фотографии». Тем не менее, именно в этих фотографиях Ричарда Мизрака можно найти пресловутый «пунктум» Ролана Барта, но он окажется равномерно распределенным по всей плоскости фотографии, и отыскать его будет не так просто. В случае Ричарда Мизрака я бы ввел в обиход понятие цветового «пунктума», как тонкого сочетания цветов, застающее зрителя врасплох, отправляющее его в неведомые путешествия памяти. Сочетания цветов на фотографии могут быть не менее волнующими, чем уколы незначительных деталей на фотографиях Картье-Брессона или Роберта Франка.
Есть ли смысл в этих фотографиях — превратившихся благодаря своей изысканной и отстраненной красоте в произведения беспредметной живописи. Скорее всего, перед нами феномен чистого зрения, чуждого понятиям смысла и пользы, некоторое абстрактное действие на грани чистого искусства. Не больше смысла можно найти в красоте зеленого листа, изгибе морской волны, причудливом танце языков пламени.
Тут все серьезно и человеческий масштаб присутствует лишь в виде крошечной россыпи черточек в нижней части кадра. И это скорее отрицательный масштаб. Человек тут — как мнимая величина, как корень из минус единицы. Лишь один из незначительных участников величественного спектакля.
В этих фотографиях всего несколько постоянных действующих лиц — тюрьма (Alcatraz) — остров Ангела — мост Golden Gate, часть пирса и НЕБО — как фон, ставший главным героем. Хор в греческой трагедии, иногда заглушающий героев. И первые четыре, как глубокие символы человеческого существования, приобретают каждый раз новое звучание в контексте нового неба. Они и составляют некую ось, на которую нанизываются все небеса Ричарда Мизрака.
Книгу можно листать постоянно и все время находить