Выставка художника Валерия Орлова «Маленькие простые значимые» в галерее Крокин служит хорошим примером того, насколько сложно технология (в том числе и фотографическая) сопрягается с тем, что называется современным искусством. Валерий Орлов к технологии относится очень серьезно. Он не только фотограф, он практикует литье рукотворной бумаги и работает в графическом жанре. Понимание Орловым технологии как фактически средневекового мастерства, связанного с цеховыми тайнами и погружением в секреты производства предмета, безусловно, находится в противоречии с современным искусством, возникшим в век индустриальной революции, и с универсальностью модернизма. Но именно в этом конфликте и возникают проекты художника.
Несмотря на то, что Орлов работает в двух жанрах — графики и фотографии, графичности как таковой нет в его работах на выставке. Было бы логично ожидать, что внимание к линии и пятну, к свету и тени, характерные для графики, проявятся в его фотографических работах. И действительно, подобное можно обнаружить в других фотографических сериях Валерия Орлова. Но Орлов не замыкается на однажды найденном мотиве, он принадлежит к тому типу художников, которые относятся к художественным средствам скорее как к способу высказывания, нежели как к авторскому стилю. И в этом, возможно, он противоречит себе, поскольку для него характерен медитативный подход к творчеству, выполнение ритуала с известным результатом.
Возможно в данном проекте в фотографиях больше взвешенного ощущения рождения бумаги, появление предмета из беспредметной субстанции, чем законов фото-/-графического жанра. На фотографиях в галерее Крокин изображены маленькие предметники, как будто извлеченные из заветной жестяной коробки, где они хранились с детства и вот неожиданно были найдены на чердаке. Сентиментальная куколка в шляпке, детский башмак, пробка, больше похожая на шахматную ладью. Мысль о найденной на чердаке шкатулке возникает
Невольно подходишь поближе, чтобы разглядеть это нечто очень маленькое и простое. Разглядывать их приятно: узор мелких деталей придает значительность случайным находкам, и зритель практически удовлетворен увиденным. Но неожиданно потерявшее границы серое пространство опрокидывается в тебя и возникает желание отойти, чтобы почувствовать все пространство листа, охватить его взглядом и приручить. В этом странном движении «к» и «от», в этом импульсивном перемещении зрителя продолжении работы художника. Подчеркнуто созерцательные фотографии создают ощущение вибрации, отсутствующее на первый взгляд в их неконтрастном, нединамичном спокойствии.
Невероятная значительность смыслов и бесконечность возникающих у зрителя интерпретаций, от символического изображения бытия и ничто, «объекта и пространства (или субъекта и мира, если хотите)», как написал в пресс-релизе к выставке Владимир Левашов, заполняют формы. Поскольку Валерий Орлов работает с бумагой, сам ее делает, он особенно чувствителен к объему предмета, к веществу, формирующему вещественность. Но вещество это имеет в данном случае нематериальный характер. Формула, предлагаемая художником, представляет собой процесс алхимического заклинание Вещи. В современном мире массового потребления вещь утрачена, осталась в прошлом, и существуют только ее бледные подобия. Одним из немногих, за кем еще сохраняется шлейф вещественности, выступает произведение искусства, за которым еще стоит авторство (в некотором роде мастер) и подразумевается некая уникальность, единичность. Эти еще недавно нерушимые характеристики произведения искусства становятся все более и более условны, приобретая статус тех включенных в традицию ритуалов, которые все больше утрачивают свое содержание и их выполнение приобретает оттенок гуманистической терапии по отношению к современному обществу. Пустые формы без содержания, внутреннего наполнения, окружающие нас, заставляют с особым паритетом относиться к любому авторскому предмету и культивировать вещи.
Выставка «Маленькие простые значимые» Валерия Орлова представляется мне явлением того же порядка: возвеличиванием незначительного. Но решает эту насущную для человека рубежа