На протяжении последних шестнадцати лет фестиваль фотографии в Хьюстоне играет на международной фотографической сцене едва ли не самую значительную роль. За это время он пережил немало изменений, но его влияние только расширяется и становится все более заметным. ФотоФест в Хьюстоне проходит каждые два года. Этот фестиваль — девятый по счету. Помимо выставок, он включает три других составляющих, делающих приезд в Хьюстон одним из важнейших событий для членов фотографического сообщества.
Начнем с просмотра портфолио. Оно необходимо как воздух для начинающих и уже состоявшихся фотографов: здесь их могут заметить. Конни Имбоден, американская фотографесса, сделавшая прекрасную карьеру в последнее десятилетие, как-то сказала: «Приезд на просмотр портфолио на ФотоФест был самым выгодным моим вложением в карьеру». На просмотр традиционно собираются директоры фестивалей и редакторы журналов, галеристы и издатели, кураторы и педагоги, заинтересованные в появлении современной, свежей фотографии. Всех направлений и всех жанров. Да и сам анонс просмотра уже давно стал данью традиции «принято публиковать анонсы», поскольку все участники этого многодневного действа — в этом году сорок специалистов-обозревателей против пятисот фотографов из 20 стран мира — хорошо знают о ценности этого просмотра.
Второе. Очередная презентация результатов программы «Грамотность через фотографию». Задача программы — приобщение школьников из беднейших районов города к культуре письменного знания и письменного высказывания через создание и описание собственной фотографии. «Грамотность через фотографию» основана на естественной потребности детей в коммуникации, на желании выразить себя как можно полнее — а возможно ли более полное выражение, чем процесс визуализации своей мысли и последующее осмысление визуального в слове. Во время специального тренинга для учителей общеобразовательных школ, принимающих участие в этой программе, занятия проводят ведущие фотографы и педагоги. Для них участие в «Грамотности» не только забота о собственном социальном имидже, но и возможность взглянуть со стороны на происходящее в мире — через объектив камеры в руках ребенка, еще не подверженного влиянию социокультурных штампов.
Третье. Постоянное общение профессионалов. Выставки ФотоФеста соединяют фотографию и новейшие технологии, программы музеев и галерей, независимых выставочных площадок и свободных кураторов со всего света. Выставки ФотоФеста нужны Хьюстону — это одно из крупнейших событий в культурной жизни города. Но выставки в Хьюстоне нужны и профессионалам со всего света. Так как именно здесь очень часто открываются новые, до сих пор не известные территории мировой фотографии. Например, фестиваль 1998 открыл фотографию Латинской Америки; ФотоФест 2000 привлек внимание к современной корейской фотографии. Этот год констатировал актуальность «актуальной визуальности» — новых технологий и мультимедийности — и для самой традиционной части фотографического сообщества.
Одним из главных проектов фестиваля стала выставка куратора Кристианы Пауль (Christiane Paul) «Новая Медиа (Р)эволюция», представляющая компьютер как инструмент для создания фотографических и видео изображений, которые могут существовать как самодостаточные инсталляции в музее, не связанные — непосредственно — с компьютером. До Пауль, куратора Whitney Museum, все искусство, порожденное компьютером, даже в выставочном зале продолжало существовать в формате изображения на мониторе; теперь, с помощью новейших DVD технологий, оно обрело формат настенной живописи, изменчивой, интерактивной, приглашающей зрителя к сотрудничеству. Проект Пауль был показан в штаб-квартире ФотоФеста. Другим экспериментальным работам в области новых технологий, связанных с цифровой фотографией и видеопроекциями, был отведен целый ангар, превращенный стараниями инженеров в выставочный зал, сложностью конструкций спорящий с виртуальными лабиринтами компьютерных игр. Это пространство молодых художников, работающих с новейшими фото-технологиями (когда понятие фото, т.е. свет, объединяет все связанные с ним технологии — от классических до самых радикальных, от фото-графии до фото-проекции), на этих художников еще только предстоит ставить приехавшим на фестиваль кураторам. И хотя произведения молодых наполнены трепетом неофитов, пребывающих в медитативной экзальтации от самой техники, надо отдать должное чистоте селекции, произведенной арт-директором фестиваля Венди Вотрес: она предугадывает успех и отбирает только безусловное по форме. Так, трехмерная компьютерная графика на основе фотографии молодого британца Смита (Paul Smith), где он изобразил себя в роли агента 007, была приглашена к участию в ФотоФесте и одновременно закуплена в коллекцию Saatchy&Saatchy.
Как оппозицию «цифровому разрушению старой фотографии» и как демонстрацию начал новых медиа-технологий ФотоФест представил программу классической фотографии (та фотография, которая сегодня представляется совершенно классической, в свое время обозначила наступление эры новых «медиа-технологий», хотя термина такового в то время еще и не существовало). В каталоге фестиваля эта программа была скромно именована «классицизмом». Еще бы, ведь большинство экспозиций этого раздела прошли в музеях и на выставочных площадках музейного уровня, а произведения были предоставлены солидными собраниями. Выставка ироничного наблюдателя театра жизни Льюиса Фаурера (Louis Faurer) из собрания Музея изобразительных искусств Хьюстона; Клеменс Калишер (Klemens Kalisher) — конструктивистские формы мегаполиса и драматические портреты иммигрантов — из нью-йоркского частного собрания; и, конечно же, выставка «Русский пикториализм», проходящая под специальным патронатом фестиваля. Последняя вошла в тот немногочисленный ряд самых значительных проектов, которые продюсирует сам ФотоФест.
Эта выставка (о ней см. в анонсах F&V в №№ 3, 4 за 2002) — рассказ об истории пикториальной фотографии в России: от первых опытов 1890-х годов до произведений современного автора Георгия Колосова. Всего в экспозицию вошло 121 произведение 16 авторов из музейных и частных собраний. «Русский пикториализм» в Хьюстоне стал первым после выставки 1928 года в Турине зарубежным выступлением мастеров русского пикториализма в столь представительном и полном составе. Эта выставка была широко освещена зарубежными СМИ; о ней писала New York Times — впервые за долгое время, обратившись к русской фотографии.