Через три недели на
Куратор, известный британский критик Джулиан Столлабрасс, заимствовал название нынешней биеннале из книги уругвайского политолога и писателя-публициста Эдуардо Галеано «Память огня», где повествуется о пятивековом противостоянии христианской экспансии и империализму в Латинской Америке. Тем самым Столлабрасс подчеркнул социально ангажированный, критический характер биеннале (самая показательная в этом смысле выставка посвящена «левым» фотографам Латинской Америки, их взгляду на различные революционные и анти-революционные события разных лет). Как и на многих подобных мероприятиях, в центре внимания на биеннале оказались военная политика, боевые действия, их последствия, а также темы противостояния, освобождения и солидарности. Для полной ясности название дополнили безвкусным перевертышем: «Война образов и образы войны».
Однако общий настрой десяти выставок биеннале можно обозначить, скорее, не как алармистский, но исследовательский. Это, по сути, многоступенчатый контент-анализ источников формирования массового сознания на предмет производства, использования, распространения и циркуляции фотографических образов войны. Здесь война предстает как феномен культуры, существующий в информационно-коммуникативном пространстве.

Солдаты разглядывают фотоаппарат только что убитого иракца
Iraq Through the Lens of Vietnam
Дональду Рамсфельду принадлежит определение войны в Ираке как «войны изображений» («image war») между США и их противниками. В зависимости от точки зрения — будь то фотографии в телефонах или в печатных и телевизионных изданиях крупных медиа-корпораций, или на независимых аналитических порталах, или на
На фоне этой «войны изображений» из запасников истории были извлечены кадры вьетнамской кампании. Нынешнее правительство обратилось к негативному опыту той войны, выдав «неправильный фотографический менеджмент» за одну из ключевых причин поражения. Американским фотографам тогда было позволено свободно перемещаться вслед за различными воинскими подразделениями и снимать то, что они считали нужным. Во время иракской кампании фотографы, пользующиеся поддержкой милитаристских структур, были прикреплены к конкретным воинским частям и должны были всячески поддерживать боевой дух своего отряда. На выставке нет практически ни одной фотографии страданий и человеческих жертв со стороны Коалиции. Как пояснил Столлабрасс, существуют «строгие ограничения на демонстрацию мертвых и раненных военных». Поначалу прикомандированные журналисты могли публиковать подобные снимки с согласия родственников. Позже условия ужесточили так, что стало практически невозможно делать и, главное, публиковать такие фотографии.
На выставке представлены также фотографии участников Национального комитета освобождения Вьетнама и Вьетнамской народной армии, нередко полученные и сохраненные с риском для жизни.

Южный Вьетнам. Куинь Лан, 11 лет, у себя дома. На ее отца неоднократно распрыскивали Agent Orange.
© Philip Jones Griffiths/Magnum Photos
Agent Orange
Во всех этих биеннальных выставках фотографии войны оказываются либо инструментом критики, либо сочувственной фиксацией непрерывной катастрофы, либо виртуальным средством для проведения определенной политики и пропаганды. И только одна выставка оставляет в стороне социально-политический пафос и со всей честностью говорит о наслаждении подглядывающего взгляда, о кощунственном созерцании смертоносной красоты, о безукоризненном совершенстве «Возвышенного образа разрушения» («The Sublime Image of Destruction»). И ее откровенность уже сама по себе критична по отношению ко всей биеннале в целом. В какой момент заканчиваются политика и социальное исследование и начинается эстетика? Эстетика войны и распада, нездоровая атмосфера любования образами смерти и страданий.