Уже шестнадцать лет в марте каждого четного года в Хьюстоне, Техас, США, проходит FotoFest — фестиваль фотографии и искусств, основанных на фотографии. В дни работы фестиваля 2002 года Ирина Чмырева взяла интервью у председателя совета директоров фестиваля Фреда Болдвина и арт-директора фестиваля Венди Вотрисс.
Ирина Чмырева: Почему вы решили сменить профессию: вы были фотографами, очень успешными, и… стали делать фотовыставки. Почему?
Фредерик Болдвин: Мы видели, что вокруг нас ничего не меняется на протяжении многих лет. Да, мы были успешны, мы не будем говорить сейчас о собственных фотографиях… но чужие…они требовали поддержки, они сами содержали в себе очень много. Фотография вообще благодатный материал — для коммуникации, для общественного единения… вот мы и организовали институцию, которая поддерживает фотографию. ФотоФест отличается от других фестивалей именно в силу его активного обращения к обществу. Мы остановились на модели биеннале, и начали работать с различными институциями, корпорациями и фондами, чтобы привезти людей со всего мира, собрать их в одном месте, познакомить друг с другом… Хьюстон в этом смысле — благодатное место, здесь люди очень восприимчивы к подобного рода международным проектам.
Венди Вотресс: Когда мы начинали, уже существовали контакты между фотографами со всего мира и американскими фотографами и зрителями, но круг тех, кто был вовлечен в этот процесс, был очень ограничен. И мы начали создавать первое по-настоящему международное фотографическое событие в США. Мы стали работать с людьми по всему свету, стали изучать, путешествовать, собирать материал и, в разъездах мы почувствовали, как трудно молодому фотографу передвигаться по всему свету, чтобы показывать свои работы и учиться. И мы с удвоенной энергией стали создавать место, куда молодой автор может приехать, чтобы получить и максимум информации, и представить себя.
Ф.Б.: Когда я был молодым фотографом, я специально приехал в Нью-Йорк, чтобы показать портфолио Эдварду Стейхену — он тогда возглавлял отдел фотографии в Музее современного искусства. Стейхен посмотрел мои работы и отобрал несколько в коллекцию. Таким образом, мои работы оказались в этом музее, а я имел счастье пообщаться со Стейхеном. Его отбор был очень тщательным, и я думаю, что это было связано не только с тем, что он был профессионалом высочайшего класса, но и с тем, что он был широко и разносторонне образованным человеком. Он хорошо понимал, что он делает. Когда сам Стейхен был совсем молодым человеком и начинающим фотографом — я не помню точно, было ли это в 1903 или 1904 году,– он специально поехал в Европу, чтобы показать там свои фотографии. На корабле он познакомился с Альфредом Стиглицем, который посмотрел его работы и напутствовал его… Я помнил об этом, когда мы организовывали наше «Место встреч» (место, где кураторы фотографии просматривают портфолио фотографов - Прим. ИЧ), место показа и просмотра портфолио для молодых авторов со всего света. Мы приглашаем известных кураторов, редакторов, критиков, — тех, кто реально может помочь молодым. И, на мой взгляд, это очень важно для фотографии — «Место встреч» — это залог ее преемственности и обновления.
И.Ч.: Почему вы организовали ФотоФест в Хьюстоне, не в Нью-Йорке или еще где-нибудь, а именно здесь?
В.В.: Во-первых, мы живем здесь. Во-вторых, в Хьюстоне много людей, мыслящих глобальными категориями, какими, например, были Менилы (семья нефтепромышленников, создавшая уникальный частный музей Менил Коллекшн. Именно произведения, находящиеся в этом музее, составили выставку Рене Магритта, которая была показана в ГМИИ им. А.С. Пушкина несколько лет назад. — Прим. И.Ч.). Хьюстон абсолютно открыт для инициатив. Если у вас есть хорошая идея, вы можете прийти к людям, которые решают, и найти их поддержку. В городе также очень сильны частные фонды, которые поддерживают программы по искусству…
И.Ч.: Расскажите, пожалуйста, о «трех китах» фестиваля. О двух знают по всему миру — это выставки ФотоФеста и просмотр портфолио. А последний?
Ф.Б.: Вот уже почти десять лет мы занимаемся с детьми. Но смысл этой программы не в том, чтобы вырастить новых фотографов, но чтобы просто научить детей думать, научить их вглядываться в жизнь, осмыслять ее и передавать свои мысли окружающим. Дать детям новый интерес, который, в свою очередь, подвигнет их учиться дальше, узнавать больше. Сейчас существует много программ, направленных на то, чтобы использовать фотографию в образовательном процессе, например, в журналистике, в медицине, в психологии, но мы работаем с совсем маленькими детьми, и для них фотография — возможность выучить родной или второй — мы работаем, в том числе, и с детьми из семей эмигрантов — язык.
И.Ч.:Что Вас интересует в России? Почему Вы делаете сейчас очередной русский проект?
В.В.: Ваша фотография непредсказуема и очень эмоциональна. Она — еще одна неизвестная страница мировой фотографии, которую мы сейчас с удовольствием познаем и хотели бы, чтобы такая возможность появилась у всех.
Подробнее обо всех проектах ФотоФеста Вы можете узнать на сайте www.fotofest.org.