Про все это уже было. Про уходящую натуру, живописно-мрачноватые развалины, про рожденное и рожденных в СССР. Тема вроде закрыта, сам бренд «советского» уже года два как не тренд, но объекты для съемок еще остаются, с ними, с этим «долгостроем наоборот» хочется
что-то делать. И делают. Чаще это — повторение пройденного. Что удивляет в фотографиях Натальи Носовой, это то, что советский монументальный дизайн смотрится не руиной, а вполне живой материей. Да, исчезающий, да, местами даже рухнувший, но форму не утратил. Во всех смыслах, так как он к тому же — животворящая материя. Полюбуйтесь, как на его органичных останках буйно прорастает новое. Это не «работа смерти», не разрушение, это процесс создания палимпсеста, преображение. Возможно то, что происходит на постсоветском пространстве, с постсоветским человеком. И пусть смотрится диковато, но как еще может поступать современность с тем, что досталось в наследство, но потеряло смысл — «Я стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано».
В стенах ресторана бакинского Парка культуры теперь гуляет, разгуливает, забавляется молодежь, у которой местные интерьеры не вызывают ностальгии, они вдохновляют на собственное творчество, никак не связанное с революционными сюжетами.
В этом сложно углядеть надругательство. Самостийные художники переодевают персонажей барельефов в национальные костюмы, раздевают донага, четверке красноармейцев скалывают лица, словно готовясь написать на этом месте иные лики. Фотографии Носовой — о них, творящих преображение, а не о об ушедшем.
Тематически бакинский проект связан с ее же «Кубокитаем», где речь шла о времени, но так же — и с географическим «Путешествием». Запечатленный ресторан формально — даже не точка на карте города. В реестр памятников он не внесен, и имени у него уже нет, но он существует как площадка для возможного. Отстраненная позиция камеры позволяет любоваться «оскверненным» памятником и снимает напряжение, называемое ностальгией.
В соседних залах РОСФОТО еще одни проект Натальи Носовой — двойные портреты стариков: Их лица, и их ладони. Издали это очень похоже на азбуку глухонемых — положения рук разные, и создается впечатление, что, зная ключ, можно прочесть какое-то слово. Вблизи оказывается, что главное в этих фотографиях — фактура. Морщины. Знаки времени оставлены на руках, и менее щедро — на лицах. Носова сравнивает лица и руки в надежде зафиксировать разницу «рисунков» и прочертить линию из прошлого в сегодня, линию жизни, ставшую судьбой.
Когда художник берет в соавторы время, ему приходится проявлять милосердие — в пику беспощадности хроноса. Герои проекта — жители приюта, радости в их сегодняшней жизни не много, но Носовой удается показать их, не потерявшими воли и сил. Здесь тоже нет ностальгии — в их взгляде не чувствуешь тоски по молодости. Как и ресторан при Парке культуры они здесь и сейчас, но время вооружило их против себя, даровав мудрость, доказательством чему — изборожденные морщинами, спокойные лица.