Выставка «Переходный период», Станислав Чабуткин, 12.04.03-10.05.03, галерея Фотоimage, Пушкинская-10, Санкт-Петербург
В главной «концептуальной» фотогалерее Петербурга затеян новый проект. Идея проекта принадлежит Станиславу Чабуткину, куратором выступил директор галереи Андрей Чежин. Концепция проста и многообещающа: собрать по одной работе художника за каждый год, по возможности, в печати своего времени. Выбор фотографии осуществляет сам художник. В данном случае это была “лестница в 28 ступенек”, представившая работы 1975-2002 годов.
© Станислав Чабуткин. Пилигрим, 2000
Поначалу трудно справиться с тем, что перед глазами не случайные, а избранные работы художника, представляющие все время его творчества сразу, в одном пространстве. Идея, достойная времени. Для художника, думаю, не так просто найти одну фотографию в году, который ведь может быть “урожайным” или “пустым”. Перед ним возникает дилемма: либо думать о выставке в целом, выстраивая смысловой ряд, либо отбирать репрезентативные фотографии. Станислав Чабуткин последовал второму: работы спорят и теснят друг друга, ведь важна не сумма, а каждая из них. Поэтому хочется изолировать их друг от друга, каждую — в отдельную комнату или хотя бы в токоному, чтобы “дышали”.
© Станислав Чабуткин. Дети, 1993
Вместе с эстетическим удовольствием выставка вызывает экзистенциальное переживание изменчивости существа «человек»: по ту сторону линии перехода встречается непредсказуемо другой. Но на помощь приходит разум, находя поверх «несерийности» выставки единство. В случае Станислава Чабуткина сделать это легко. Его фотографии при безупречном техническом исполнении лиричны, задумчивы, открыты и доверчивы как к зрителю, так и к миру. Обращенность к смотрящему, забота об адресате трогают в них. В ответ появляется понимание, согласие, симпатия. Вот год, представленный абстрактной фотограммой, или романтическим пейзажем; вот жена и через несколько лет два славных подростка; где-то ближе к концу — дюреровский автопортрет. Проверка на единство биографии и творчества выдержана.
Ухожу спровоцированная: как иначе можно было бы выстроить повествование, чем в виде жизненной истории? Посмотрим, что будет делать следующий участник проекта.