Конкурс «Пресс Фото России», проводившийся в этом году в
Пресс-релиз и итоги конкурса «Пресс Фото России-2003» опубликованы в разделе ИнтерФото.
Итак, главными фотособытиями прошедшего года стали
В прошлом году нам хотелось думать, что перспективы у российских фотопроектов есть — количество и качество интересно рассказанных историй оставляло желать лучшего. Победившие в этом году фотопроекты во всех отношениях оправдали наши ожидания — многие фотоистории представили свежие темы, при этом будучи законченными и фотографически изобретательными. Обнадеживает и статистика конкурса: в этом году жюри присудило призовые места по фотопроектам во всех категориях, за исключением

1 место в категории «Спорт — фотопроект». Владимир Вяткин, «Девушки: Птицы и рыбы.
Если бы не два момента. Ни тот, ни другой — не новость для людей, постоянно следящих за конкурсом Пресс Фото России.

Первое
С годами уровень присылаемых фотографий необычайно вырос, но мы знаем, что существуют сильные авторы, не попадающие в поле зрения конкурса. В результате мы имеем одни и те же фамилии в списке победителей из года в год — Козырев, Максимишин, Вяткин, Жданов, Рудаков, Гронский и др.
Члены жюри Михаил Джапаридзе (фотограф, AP) и Андрей Поликанов (фоторедактор, Time magazine) — и мы тоже — уверены в том, что ведущая российская фотожурналистика не ограничивается этими именами.
«Мы надеемся, что „ежегодное участие сильнейших мастеров, входящих в двадцатку лучших фотографов мира“ (А. Поликанов) подаст пример другим потенциальным участникам конкурса и позволит конкурсу шире представить достижения российской пресс-фотографии в стране и за рубежом» — эти слова из пресс-релиза то же не новость. Стоит подчеркнуть, что участие таких фотографов как Козырев и Максимишин действительно задает конкурсу высокую планку.
К сожалению, помимо нежелания части фотографов участвовать в конкурсе, существуют объективные причины, ограничивающие количество участников — фактор времени. Конкурс был в этом году объявлен в середине марта, а фотографы в регионах и странах СНГ узнали о нем к концу апреля. Сроки проведения конкурса ставят в невозможное положение как фотографов, так и членов жюри. К октябрю, когда состоится премьера выставки победителей конкурса, события 2002 года в профессиональной среде станут сценами из прошлой жизни. Устаревают не фотографии, а события…

Второе
Слабая сторона большинства присланных фотопроектов — редактирование. Хорошие фотографии зачастую не доходят до финала по причине непоследовательности, случайности выбора или отсутствия базовой информации о том, где и при каких обстоятельствах снята фотография. Хотя в правилах конкурса не указано минимальное количество работ в проекте, для профессионального фотографа должно быть очевидно, что невозможно рассказать историю в трех фотографиях…
Андрей Поликанов и Наталья Ударцева (фоторедактор, «Огонек») выступили с предложением об организации практических семинаров для фотожурналистов, обучающих навыкам фоторедактирования для иллюстрированных изданий, конкурсов и выставок. А Стенли Грин (фотограф, Agence Vu) предложил попросить фотографов-победителей прокомментировать свой выбор фотографий в фотопроектах во время церемонии награждения на фестивале ИнтерФото-2003.

2 место в категории «Культура — фотопроект». Сергей Максимишин, «Мариинский за сценой»
Остановимся на нововведениях/открытиях конкурса.
В категории «Персональная выставка» единогласным решением жюри выбрано два проекта для экспонирования на фестивале «Интерфото-2003»: «Батюшка» Геннадия Минченко (Киев), история о православном священнике, и «Чечня» Владимира Веленгурина (Москва) — ретроспективная выставка о двух чеченских войнах. Очень сильные работы с совершенно разным подтекстом — драма войны и действительно «персональный» проект.
На конкурсе появилась новая региональная спецкатегория — каждый год будет отдана новому региону. В
К традиционной уже спецкатегории «Молодые фотографы России» на президентские стипендии в области культуры и искусства прибавился целый конкурс «Арт Фото России», проводившийся СФХР совместно с «Пресс Фото».
Кризис в области фоторедактирования наглядно продемонстрировала категория «Пресса» на лучшее использование фотографии в журналах и газетах — в этом году она снова не состоялась
В прошлом году в обзоре конкурса World Press Photo мы писали о новом языке фотожурналистики. Так вот, в
Организаторы конкурса: ИНТЕРФОТО, СОЮЗ ФОТОХУДОЖНИКОВ РОССИИ и ФОНД «ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ».
Премьера выставок и награждение победителей ПРЕСС ФОТО РОССИИ, АРТ ФОТО, «Молодые фотографы России» и «Современная фотография Сибири» состоится в МГВЗ «Новый Манеж» в рамках фестиваля «Интерфото-2003» (