6 сентября в Гронингене стартует Noorderlicht, или «Северное сияние», самый амбициозный и масштабный фестиваль фотографии в Нидерландах. Магистральной темой фестиваля с момента основания был конфликт как основа и содержание современной жизни, конфликт во всех его многообразных формах — социальных, политических, экономических, сексуальных, религиозных, и скрытые за этими конфликтами личные драмы. В разное время на фестивале экспонировались работы из проблемных и долго время обделенных вниманием
Тема этого года названа, казалось бы, более пространно, но первый же абзац пресс-релиза ставит все на свои места: «Конфликт — то, что наполняет нашу жизнь смыслом, питает прогресс, закладывает основы личных свобод, и в то же время оставляет за собой в истории кровавый след войн, бедности, голода, сумасшествия». Вим Меллс и пять приглашенных кураторов каждый представят свое видение конфликтов, во многом определяющих наши «условия жизни».
Экспозиция Вима Меллса посвящена военным машинам, инструментам убийства. Что значат танки, истребители, авианосцы без войны? Вырванные из своего функционального и любого иного контекста, они призваны проиллюстрировать всю абсурдность военных действий. Бывший глава «Магнума» Стюарт Франклин покажет на Noorderlicht откровенные, неприкрашенные репортажи палестинских фотографов об оккупации Газы, начавшейся 27 декабря 2008 и продлившейся двадцать два дня. Редактор Foto8 Лорен Хайнц отобрала работы, вырывающиеся из стандартов документалистики и предлагающие свежий, эмоциональный взгляд на давние наболевшие проблемы — репортажи о членах банд Брикстона и Южного Лондона, о повседневном насилии в Каракасе, истории нелегальных иммигрантов.
Основатель Revue Noir и директор фотофестиваля Bamako Симон Нджами выступает против эфемерности и поверхностности медийного пространства, в котором не остается места для анализа и, как следствие, для историй и личных драм простых людей, не таких интересных, менее «сексуальных». Отобранные Нджами преимущественно портретные фотографии рассказывают о борьбе за достойное существование всюду в мире, от Кубы и Тибета до африканских лагерей беженцев. Во многом близкую тему социального отчуждения, потери веры, забытья в наркотиках или чрезмерной роскоши разрабатывают в совместном проекте независимый парижский куратор Марк Пруст и фотографы агентства VU, среди которых — Питер тен Хоопен и Арйа Хуутилайнен.
Директор нидерландского фонда Paradox Бас Вроге (Bas Vroege) собрал примеры «постмодернистской визуальной истории», «медленной журналистики» — продолжительных проектов, подобных работе Сьюзан Мейселас о Никарагуа, в которых собственно авторские фотографии совмещаются с кадрами местных фотографов, газетными вырезками, телехроникой, записями интервью, видео и мультимедиа.
Так же в программе Noorderlicht 2009 — две дополнительные выставки, «В поисках счастья» и «Белград принадлежит мне», воркшоп с фотографом «Магнума» Стюартом Франклином и традиционное портфолио-ревю.
С Noorderlicht 2009 и конкретно с проектом Стюарта Франклина о действиях в Газе связан, наверное, самый крупный скандал за всю историю фестиваля. Организаторы были вынуждены убрать эссе Франклина из каталога
Как известно, в ходе операции погибло 1300 палестинцев, из них 300 детей, потери с израильской стороны составили всего 13 человек. Перед началом операции израильтяне депортировали всех иностранных журналистов. Франлин, по просьбе Noorderlicht специально ездивший в Палестину для сбора материалов и интерью с палестинскими журналистами, возлагает основную вину за кровавую баню на израильскую сторону. AP не только настояли на изъятии текста из каталога, но и сочли неприемлемым помещение в нем собственного текста, мотивировав это невозможностью занимать любые политические позиции. AP предоставляют лишь информацию, а не мнения, лишь изображения, которые могут быть помещены в политический контекст, как это сделал в своем проекте Франклин. В то же время участвующие в проекте фотографы, подписавшие соглашения и предоставившие правдивые кадры, не несут ответственности за тот контекст, в который эти кадры помещены. A AP, вмешавшись в эту историю, по мнению Noorderlicht, поступились собственными принципами невмешательства.
Ответа Франклина был лаконичным и предсказуемым: «Пусть фотографии говорят сами за себя, и однажды их истории будут услышаны».