Who is speaking thus? Чья это речь? Спрашивает Абигаиль Соломон Годо, размышляя о документальной фотографии в одноименном эссе. Она ставит перед собой задачу не столько найти ответ на этот вопрос, сколько обозначить поле деятельности документальной фотографии. Ее цель — определить относительность категории «документальности» и показать, что документальные проекты сами по себе являются продуктом определенных исторических обстоятельств, создаваемых и воспринимаемых под влиянием личных и общественных установок. И, наконец, указать на то, что документальная фотография существует внутри культуры и принятой системы репрезентации, которая изначально определяет наше к ним отношение. То, что фотография «говорит сама за себя», должно нас обеспокоить и обратить внимание на работу идеологии, стремящейся утвердить культурное как естественное. В 1986 году Годо призывает к обновлению, а не возрождению документальной фотографии. Она говорит о необходимости «прозрачной» практики, где была бы осмыслена роль контекста, отношений субъекта и объекта фотографии, и механизмов, определяющих фотографический смысл.
Что означает эта идеальная теория для фотографа? Как она применима на практике?
В 1990 году Джулиан Жермейн (Julian Germain) опубликовал книгу «Steelworks» — свою дипломную работу в Royal College of Art in London, описывающую эффект радикальной экономической политики тэтчеризма на жителей городка Консетт (центра Британской металлургической промышленности) и его окрестностей. В этом проекте Жермейн объединил свои собственные работы с фотографиями местного фотографа Томи Хариса (Tommy Harris), а также с репортажем Дона МакКалина (Don McCullin), снятым для Sunday Times Magazine, и фотографиями из семейных альбомов рабочих. Сам того не подозревая, Жермейн стал основателем практики «постмодернистской визуальной истории».
Роль фотографа в подобных проектах сегодня не ограничивается технической стороной создания снимков, которые говорили бы сами за себя. Фотограф обязан, в первую очередь, быть профессионалом в «чтении» изображений, осознавать границы медиа, и невозможность создания исторически объективной, единственно верной картины. Документальный проект сегодня должен не столько «рассказывать историю», сколько обеспечивать максимальную прозрачность для понимания контекста и условий создания фотоистории.
Практика использования непрофессиональной, не предназначенной для публичной репрезентации фотографии из частных и семейных альбомов и архивов (vernacular photography) в документальных проектах стала популярной еще в
«Multivocal Histories» — название выставки куратора Баса Вруге (Bas Vroege) на фото-фестивале Noorderlicht — парафраз подзаголовка статьи Sharing the Power. A Multivocal Documentary, 1991 американского антрополога Джей Руби (Jay Ruby) Антропология, говорит Руби, должна перестать «говорить за» и найти способ «говорить о» и «говорить со» [своим субъектом]. Замечание, приемлемое в не меньшей степени, и для документальной практики. В «Multivocal Histories» куратор собрал яркие примеры проектов, подход которых можно обозначить общим термином — «медленная журналистика» а принцип работы — «sharing the power».
Проект Сюзан Мейзелас, «Никарагуа», частично представленный в «Multivocal Histories» показывает развитие документального подхода внутри отдельно взятого проекта. В 1979 году Мезелас, сняла события Сандинистской революции в Никарагуа. 20 лет спустя она вернулась на места тех событий, чтобы в сотрудничестве с местными общинами создать места памяти,«вернув» фотографии в места минувших событий. На фестивале частично представлены сами фото-фрески а так же видео-интервью с их героями, которые делятся своими воспоминаниями о пережитом и о сегодняшней жизни.
Taco Hidde Bakker в своей работе противопоставляет образ Грозного, в прошлом — самого цветущего города СССР и сегодня — собранного из рассказов его бывших жителей и людей,
В проекте «Вне контекста» (Out of Context, 2005) Анастасия Хорошилова представляет портреты детей, переживших трагедию в Беслане. Название проекта точно отражает его концепцию. Вне контекста — буквально и образно. Портреты сделаны в баварском городке
В работе Тима Хетерингтона (Sleeping Soldiers, 2009) — трехчастной видео проекции, фотографии спящих солдат и съемки действий американских войск в Афганистане сливаются в многослойную инсталляцию о хаосе и стрессе войны.
Андреа Стултиенс представляет work in progress — The Kaddu Wasswa Archive. Основываясь на архиве пожилого угандийца, она рисует картину жизни нации через призму жизни одного человека. Проблему представления чужой истории Стултиенс решает выбором способа презентации. В Гронинген полностью представлен архив и документация визитов фотографа в Уганду. Зрителю предоставляется возможность самому рассмотреть содержимое коробок и папок Kaddu Wasswa, педантично собранное в нескольких томах и отдельно увеличенных фотографиях. Понять и рассмотреть подробно действительно все изображения, равно как и всю историю — сложно, но именно понимание этой невозможности — важная, на мой взгляд, часть проекта. Как бы тщательно мы не рассматривали каждую фотографию в этих альбомах, руки фотографа, перелистывающие для нас эти архивы, всегда присутствуют в кадре, напоминая нам о том «кто говорит».
Все 11 проектов, представленных в «Multivocal Histories» являются примерами осознанной документалистики, в равной мере уделяющих внимание предмету своего интереса и сохраняющих голос и роль рассказчика.
Фото-фестиваль Noorderlicht photofestival, Groningen, Nl.
Проект Multivocal Histories, куратор Бав Вруге (Bas Vroege)
Художники, представленные в Multivocal Histories:
Naco Hidde Bakker, Grozny Memories, 2009
Wouter den Bakker, Hipster Intifada, 2009
Stephen J. Bel, Video Interview with Stenley Greene, 2004
Julian Germain, Steelworks, 1990
Tim Hatherington, Sleeping Soldiers, 2009
Jiang, Jian, Archives of Orphains, 2005
Anastasia Khoroshilova, 2005
Susan Meiselas, Reframing History, 2005
Florian Schwarz, Wohinundzr?k, 2007
Andrea Stultiens, The Kaddu Wasswa Archive,
Ales Vasicek, Voijta Duk?t, Farwell To Arms, 2009